Найти тему

Фильм о монгольском революционере. Но при чем здесь Высоцкий?!

269 прочитали

Монголия для меня - Terra Incognita. И эта страна не относится к сфере моих интересов, поэтому знаю о ней совсем мало, а уж история революционных преобразований там тем более не вызывает любопытства.

Поэтому мне было скучно смотреть. И рекомендовать фильм я могу только тем, кому вот это всё интересно - Монголия, история, религия и обычаи Монголии, исторические личности, связанные с периодом от 1919-го года до середины 20-х.

Сухэ-Батор (Лев Свердлин), кадр из фильма "Его зовут Сухэ-Батор" (1942)
Сухэ-Батор (Лев Свердлин), кадр из фильма "Его зовут Сухэ-Батор" (1942)

Причем, у меня совершенно нет претензий к постановке; режиссёры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц справились с задачей. Более того - в Монголии фильм "Его зовут Сухэ-Батор" пользовался огромнейшим успехом.

Сухэ-Батор - внук и правнук монгольских "робингудов" (сайн эров). Его отец не пошел по стопам предков, а покинул родные земли Внутренней Монголии.

Шестилетний Сухэ понемногу изучал русский язык, играя с детьми сотрудников русского посольства в Урге. Сухэ был бедняком, перспектив не имел, а потому поступил в армию, где попал в военную школу, созданную русскими советниками.

По окончании этой школы получил должность, но после участия в выступлениях против руководства, был переведен служить на границу. Уважительный титул "Батор" (то есть, богатырь, герой) присвоили Сухэ за операцию при Халхин-Голе в 1918 году, где будущий предводитель монгольского народа командовал пулемётной ротой.

В 1919 году Сухэ примкнул к подпольной группе, которая занималась борьбой против китайских захватчиков и лояльных к ним представителей духовенства и знати.

Ленин (Максим Штраух), кадр из фильма "Его зовут Сухэ-Батор" (1942)
Ленин (Максим Штраух), кадр из фильма "Его зовут Сухэ-Батор" (1942)

С этого момента и начинаются события в фильме "Его зовут Сухэ-батор". Подпольные группы, понимая, что самим не справиться, решаются обратиться за помощью к России, к Ленину.

Помощь была обещана, а революционные монголы тем временем продолжали агитацию и борьбу как с китайскими завоевателями, так и с Белой армией под руководством генерала Унгерн-Штернберга.

В 1921 году Сухэ-Батор возглавляет Монгольскую народную армию и входит во Временное правительство....

Думаю, события фильма достаточно подробно рассказывают о деятельности Сухэ в этот период, так как, к сожалению, его жизнь была очень коротка - в 1923 году тридцатилетний герой Монголии умер после непродолжительной болезни.

Версия об отравлении тибетским монахом, показанная в фильме, современными исследователями не подтверждается.

Барон Унгерн (Николай Черкасов), кадр из фильма "Его зовут Сухэ-Батор" (1942)
Барон Унгерн (Николай Черкасов), кадр из фильма "Его зовут Сухэ-Батор" (1942)

Я не могу высоко оценить данный фильм, поскольку моя оценка - это еще и личная рекомендация. Фильм "Его зовут Сухэ-Батор" идет у меня по категории 3 - так себе кино, один раз посмотреть можно, но необязательно. Но добавляю плюс за хорошую режиссуру.

Кстати, существовал радиоспектакль о Сухэ-Баторе "Богатырь монгольских степей"; в главной роли... та-да-да-дамм! Владимир Высоцкий!

Неожиданно )

Моя оценка 3+
От А до Я. Советское кино 40-50-х. Малокартинье