Цель патриотического воспитания детей
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Здесь зафиксирована неразрывная связь нравственного и патриотического воспитания.
Достижение этого идеала и является для нас целью патриотического воспитания в ДОО.
В соответствии со структурой патриотического воспитания цель может быть сформулирована в трехчастной форме:
- овладение первичными представлениями о России, родном крае, родной природе, культурном наследии;
- формирование ценностного отношения нашей стране, ее национальным особенностям, ее народу и культуре;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми традиционными ценностями, нормами и правилами российского общества.
Задачи патриотического воспитания
Задачи патриотического воспитания могут быть сформулированы самой дошкольной организацией в соответствии с той работой, которую она ведет. Мы предлагаем несколько вариантов, которые можно использовать, расширить и дополнить.
- Укрепление чувства любви к своей семье, родным, народу;
- формирование любви к родному краю;
- формирование духовно-нравственных взаимоотношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям;
- выработка чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, старикам, другим людям.
Основания формирования чувства патриотизма у дошкольников такие же, как и основания для духовно-нравственного воспитания. Патриотическое воспитание как часть духовно-нравственного будет успешным, если линия жизни ребенка будет укоренена в отеческой культуре, если будет культивироваться (взращиваться) преемственность ценностей и смыслов исторического бытия своего народа, если будут раскрываться перспективы и панорама духовных устремлений каждого за пределы наличного, обыденного существования.
Традиционные ценности имеют ключевое значение для содержания патриотического воспитания. Концепция духовно-нравственного воспитания определяет, что «содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Они определяются как базовые национальные ценности». В дошкольном возрасте в круг нравственно-патриотических ценностей входят: любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы, уважение к истории и традициям своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре, «направленность на мир семьи».
Важнейшей задачей педагогов дошкольной образовательной организации при реализации задач патриотического воспитания является соблюдение принципов возрасто- и культуросообразности.