4,3K подписчиков

О патриотическом воспитании детей

135 прочитали
Автор: Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», эксперт Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»
Автор: Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», эксперт Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»

Патриотическое воспитание дошкольников является важной составляющей системы воспитания в ДОО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути нравственно-патриотического воспитания детей через: приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурные ценности нашего народа, отечественные традиции и праздники.

В стандарте подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение опыта, традиций и видения мира, сформулирована позиция семьи как заказчика и активного участника образовательной деятельности, выдвинут принцип взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей как основополагающий в построении образовательной деятельности.

Нормативной базой патриотического воспитания в современной дошкольной образовательной организации являются следующие документы:

  1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.;
  2. Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  4. «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года»;
  5. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”;
  6. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2011–2015 годы»;
  8. «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2016—2020 годы»;
  9. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.».

Само слово «Патриоти́зм» восходит к греческому πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество. Это одно из самых сложных понятий, так как воспринимается в обществе по-разному, чаще всего политически. Патриотизм имеет разные прочтения в разных социальных ситуациях. Разные люди имеют разное представление о патриотизме. Рассмотрим некоторые грани этого понятия.

Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм – это идеология характерной чертой которой является возвышенное отношение к символам социальной группы, к которой относится человек.

Патриотизм – это нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками.

Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.

Наиболее точно патриотическое чувство любви к Родине обозначил Лев Николаевич Толстой:

«Чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к Родине».

Инстинктивный характер патриотизма как прирожденной наклонности, на которую всегда может рассчитывать воспитание, отражен в идее народности К.Д. Ушинского:

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

К.Д.Ушинский выделяет принцип народности как ведущий в русской педагогической науке, впитавшей в себя многовековую практику воспитания в традициях народа. В соответствии с данным принципом, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, который необходимо знать в совершенстве, как и историю своей Родины.

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (3 марта) 1824 — 21 декабря 1870 (2 января 1871)) — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.
Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (3 марта) 1824 — 21 декабря 1870 (2 января 1871)) — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к историческим событиям, памятникам, символике, культурным различиям и великим предкам.

Структура понятия «патриотизм» определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  1. когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории своей страны, духовных и культурных традициях и достижениях ее многонационального народа;
  2. эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине, уважением к своему народу, стремлением принимать судьбу отечества как свою личную;
  3. регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Именно на понимании патриотизма как нравственного чувства мы строим работу по воспитанию дошкольников. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбия; ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в родной стране.

Патриотическое воспитание строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Патриотическое воспитание дошкольников является важной составляющей системы воспитания в ДОО.-3

Патриотическое чувство не может быть связано только с военно-патриотическим аспектом. Патриот – человек, укорененный в традиции, знающий и любящий свою историю и культуру, созидающий будущее своей Родины, творец ее благополучия. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу.