Честно говоря, всегда был скептически настроен к ресейлу. Но, как говорится, никогда не говори никогда. В текущей ситуации мне кажется, что подобный подход - неплохая альтернатива тому шопингу, который у нас есть сейчас, то есть никакому.
Ресейл - (от. англ. resale перепродажа) это большой бизнес, названный модным словом, упакованный в красивую обертку из благих намерений, маркетинга и прочего, который таким образом пытается обособиться от секонд-хендов и комиссионок, так как преимущественно занимается категорией товаров класса люкс. А по сути, это перепродажа одежды и обуви, бывшей в употреблении. Для кого-то это хорошая возможность избавиться от того, что перестало радовать, а для кого-то, наоборот, возможность порадовать себя тем, что давно хотелось. В общем, все счастливы.
По прогнозам аналитиков, мировой рынок ресейла к 2026 году может вырасти на 126% и достигнуть $218 млрд, в основном за счет Европы и Северной Америки. А это серьезно.
Интерес к ресейлу во многом подогрет этичной и экологичной повесткой. Производство одежды - одно из самых опасных и жестких: рабский труд за копейки, тонны парниковых газов в атмосфере, кучи произведенной одежды, которую нужно быстренько впарить, так как новая партия уже запущена - поэтому вам просто необходима новая футболка и худи каждые 2 недели. Так работает массмаркет.
Но и к люксу есть вопросики, особенно после скандала вокруг марки Burberry в 2018 году, когда общественность узнала, что они тупо сжигают нераспроданные коллекции, чтобы те якобы не попали на черный рынок. Они, конечно, извинились и быстро заключили договор с платформой The RealReal, и теперь передают все непроданные коллекции на вторичный рынок, но осадочек, как говорится, остался.
Остальные тоже быстро подсуетились и запустили инициативы по продаже pre-owned, или pre-loved, вещей (благозвучное определение для товаров бывших в употреблении, все-таки люкс) и предлагают покупателям либо скидку на новые коллекции, либо денежный рефаунд, например так делает Balenciaga и Off-White. А Farfetch в принципе рассчитывает именно на сегмент pre-owned в ближайшем будущем.
В России культура ресейла только зарождается, но уже сейчас понятно, что это перспективный бизнес. Судя по количеству появившихся площадок. Но все равно без сопротивления не обошлось, память поколений о комиссионках и секондах сначала негативно сказалась на восприятии.
Бум секонд-хендов случился в конце 90-х, оброс кучей городских легенд из серии, что эту одежду снимают с покойников. LOL. Так было... пока на российский рынок не хлынули массмаркет бренды с новой и дешевой одеждой, и покупать в секонде стало просто не интересно. Но сейчас они снова актуальны у зенджеров.
И это я молчу про винтаж направление, особую культуру со своими поклонниками и интересными местами.
Ибо, как говорил небезызвестный Верджил Абло: «Сколько еще у нас может быть футболок, толстовок, кроссовок? Думаю, мы придем к тому потрясающему состоянию, когда можно выражать свои знания и свой стиль при помощи винтажа. В винтажных магазинах полно классной одежды — нужно просто начать носить ее».
Могу смело рекомендовать несколько камерных проектов: Legacy Vintage Store, здесь вы найдете хорошую подборку мужской одежды - Levis из 90-х, винтажные косухи и армейские куртки.
За более рафинированной историей можно заглянуть в Legacy Vintage Tweed - проект тех же ребят, или в Tweed Hat.
Если в Москве все уже привыкли, то в регионах покупать не новые вещи - все еще признак бедности, и неважно покупаете ли вы Birkin от Hermes или винтажный пиджак от YSL. Просто покрутят пальцем у виска.
Возвращаясь к ресейлу, хочу сказать, что кроме обертки из этичности, экологичности и прочего у ресейла есть еще и очень важный социальный аспект - он меняет отношение людей к вещам и к покупкам в целом. Ведь сейчас это очень приятные сервисы, места и люди, которые этот бизнес развивают, и по сути, покупка на вторичном рынке ничем не отличается от обычного шопинга. Мы же нормально относимся к вторичному рынку авто или техники, теперь дошла очередь и до одежды.