Диагностика и заправка кондиционера: когда и зачем они нужны.

146 прочитали
Установка для заправки кондиционера
Установка для заправки кондиционера

Надо ли заправлять кондиционер в авто и как часто это делать? Каких проблем позволит избежать регулярная диагностика системы климат-контроля? Почему при работающем компрессоре и заправленной системе из воздуховодов идет теплый воздух? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с обслуживанием автокондиционера – в нашей статье.

Зачем нужна заправка кондиционера и куда уходит фреон

Чек с описанием данных по состоянию кондиционера в автомобиле
Чек с описанием данных по состоянию кондиционера в автомобиле

Существует мнение, что кондиционер в авто не нуждается в заправке при отсутствии неисправностей. Обосновывается это способностью домашних сплит-систем и холодильников работать без дозаправки десятилетиями. Однако нередко сторонники этой теории замечают, что даже спустя 3-4 года эксплуатации нового автомобиля эффективность работы его климатической установки снижается. Особенно это заметно в периоды, когда столбик термометра поднимается выше отметки 30 ℃. Иногда даже включенный на полную мощность кондиционер не помогает добиться достаточного охлаждения воздуха, поступающего в салон.

Чаще всего это связано со снижением давления хладагента, в качестве которого используется фреон. Особенностью этого газа является способность улетучиваться даже через мельчайшие отверстия. Магистрали холодильников и стационарных кондиционеров не подвергаются механическим воздействиям и соединяются с помощью сварки или вальцовки. В автомобиле система кондиционирования разборная, поэтому слабых мест в ней больше. Выходу фреона в таких сочленениях препятствуют прокладки, однако со временем они деформируются и теряют герметичность. Проблему усугубляет постоянная вибрация от двигателя, которая приводит к ослаблению крепежа и появлению неплотностей. Даже в руководстве по эксплуатации автомобиля обычно указано, что потеря около 5-10% хладагента в год считается допустимой.

Установка для обслуживания автомобильных кондиционеров ECOTECHNICS
Установка для обслуживания автомобильных кондиционеров ECOTECHNICS

В результате сокращения объема хладагента в системе кондиционирования давление в ней падает, а вместе с этим снижается и эффективность охлаждения. Кроме того, возрастает нагрузка на компрессор, которому всё труднее сжимать газ из-за сокращения его объема. Постепенно загрязняется и добавляемое в хладагент для снижения механического износа масло. Именно поэтому автомобильный кондиционер нуждается в дозаправке примерно раз в 2-3 года при условии активной эксплуатации.

Естественно, без заправки не обойтись и в том случае, если система потеряла герметичность в результате ДТП или при проведении ремонтных работ, требующих её разборки. Например, при замене компрессора или конденсатора. В этом случае необходима не просто дозаправка хладагентом, а полная заправка фреоном и маслом с предварительным вакуумированием для удаления влаги.

Что покажет диагностика автокондиционера и когда её проводить

Диагностика автокондиционера позволяет оценить текущее состояние климатической системы и найти причину неисправности при её наличии. Полноценная процедура включает в себя не только измерение давления, но и поиск ошибок в электронном блоке управления диагностическим сканером, визуальную оценку состояния радиаторов, проверку работоспособности вентилятора и обнаружение утечек с помощью газоанализатора либо специальной добавки, светящийся в УФ диапазоне.

Основной процедурой в ходе диагностики автомобильного кондиционера является проверка давления хладагента. Она проводится при помощи манометрического моста, подключаемого к контурам высокого и низкого давления через заправочные штуцеры. По результатам измерений можно сделать вывод о наличии достаточно количества фреона в системе и исправности компрессора. Низкое давление в обоих контурах указывает на недостаток хладагента. В этом случае необходимо убедиться в отсутствии утечек и произвести дозаправку. Если причиной снижения давления является повреждение магистралей и уплотнений, предварительно производится ремонт.

Другая популярная причина снижения эффективности автокондиционера – загрязнение или загибание ламелей конденсатора – радиатора кондиционера, установленного в моторном отсеке. В этом случае климатическая система может хуже охлаждать воздух в салоне даже будучи заправленной. При значительных механических повреждениях ламелей конденсатор лучше заменить, но в большинстве случаев достаточно тщательно промыть его струей воды под давлением. Для этого придется снять бампер автомобиля и его усилитель, а также рассоединить пакет радиаторов, поэтому процедуру лучше проводить в условиях автосервиса.

Проводить диагностику кондиционера в авто желательно ежегодно. Это позволит поддерживать систему в рабочем состоянии и вовремя устранить незначительные проблемы. При отсутствии регулярного обслуживания возрастает риск выхода из строя компрессора, что грозит обернуться более дорогостоящим ремонтом.