Праздник Огней Дивали или Дипавали – входит в число главнейших в Индии, традиция отмечать его сейчас набирает популярность на всех континентах
В один из вечеров священного осеннего месяца Карттика Индостан вспыхивает огнями праздника Дива́ли. Этот «Праздник Огней» очень заметен из космоса (смотрите фото выше).
Дивали в 2022 году: дата
Дива́ли (также известный как Дипа́вали) приходится на новолуние, его приход определяется по ведическому лунному календарю, и в этом году он приходится на 25 октября.
Значение и смысл праздника Дивали
Название этого реликтового праздника происходит от сочетания слов «дипа» (светильник) и «вали» (много).
Изначальный и сакральный смысл Дивали связан с именем легендарного божественного царя Рамы. Так царя приветствовал народ, когда он после долгих скитаний и героических подвигов вернулся в свою столицу Айодхью (этот город стоит и поныне). Его встречали светом множества глиняных светильников, чтобы осветить ему путь домой.
Другой смысл Дивали — житейский, крестьянский. Так радуются осеннему урожаю, а также окончанию сезона дождей. В этот день торговцы приводят в порядок лавки и совершают «поклонение»... своим гроссбухам и серебряным монетам. Для делового человека Дивали знаменует начало нового финансового года.
Дивали: что дарят в честь праздника
Дивали — фестиваль не только огней, но и подарков. Обмен подарками — значительная составляющая духовной традиции Вед. Например, великий святой Рупа Госвами поясняет в своих наставлениях:
«Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные Богу души испытывают друг к другу».
В Индии ни в один другой день года не дарят столько подарков, как на Дивали. Торговцы устраивают распродажу, и полки магазинов пустеют в мгновение ока. Говорят, причина такой коммерческой активности в том, что Дивали посвящен богине процветания Лакшми и потому ассоциируется у людей с богатством и достатком.
В этот день принято кутить, проматывать деньги. Однако тратиться на себя считается дурным тоном — поэтому нужно покупать подарки и задаривать всех знакомых. На Дивали принято угощать друг друга (в том числе и соседей, а то и каждого встречного) сладостями и таким образом выражать свою любовь и расположение, что само по себе, согласитесь, всегда приятно.
В дни праздника популярны и некоторые особые сувениры: монетки с изображением Лакшми и Ганеши, фигурки Бога и сопутствующие культовые предметы.
В наши дни, конечно, характер таких презентов значительно поменялся по сравнению с золотым ведическим веком. Сегодня это всё чаще технические диковины, предметы искусства, часы и разные безделушки. Ну а сладости и сухофрукты для угощения продаются в стилизованных упаковках-корзиночках «а-ля Дивали».
На Дивали и всю эту праздничную суету, очень похожую, кстати, на наше Новогодье, полезно посмотреть и под другим углом зрения. Самое время воспользоваться моментом, чтобы укрепить взаимоотношения в семье, обменяться подарками, тем самым выразив любовь друг к другу. В день новолуния следует посетить храм, чтобы взглянуть на украшенный огнями алтарь, а на следующий день — раздать родным, близким, да и просто знакомым прасад (освященную еду).
И, конечно, не следует забывать и о богине процветания Лакшми Деви. Однако, как лаконично заметил однажды известный духовный учитель Шрила Прабхупада,
«всякий, кто пытается наслаждаться Лакшми без Нараяны (Кришны), должен знать, что богиня удачи Лакшми непостоянна по отношению к материалистам. Сегодня он [материалист] — принц, а завтра — попрошайка. Но Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна. Поэтому, где бы ни поклонялись Господу Нараяне с великой заботой, там всегда будут удача и богатство»...
Марафон Дивали
Интересно, что Дивали — это больше, чем просто один день и одна ночь света. Всего таких дней, оказывается, целых пять.
Первый день Дивали называется Дханвантари-трайодаши. Второй — Нарака-чатурдаши (победа Кришны над демоном Наракасурой). Третий день — собственно Дивали. В этот день почитают богиню процветания Лакшми и вспоминают о возвращении Рамы. В четвертый день славят священную гору Говардхан, а в пятый день братья чествуют своих сестер, этот праздник так и называется «бхратридудж» (не правда ли, так много схожего у нас с санскритом?).
Не будь во тьме, иди на свет!
Хотя с тех пор в праздновании Дивали и появилось множество других традиций, основа сохранилась неизменной — люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи — орнаменты, выполненные с помощью цветных порошков и рисовой муки.
Дивали — это Праздник Огней. Говорится, что в огне светильника — свет Солнца, Луны, молнии и звезд. Свет — черта божественного, тогда как тьма — знак отсутствия Бога. В ночь Дивали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к божественному.
Свет — признак божественного, тогда как тьма — знак отсутствия Бога. «Тамаси ма джьотир гама — гласят Веды. — Не будь во тьме, иди на свет!» Этот путь — из ночи в день — это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в сердце. Наверное, поэтому во всех религиях огромную роль играют свечи и лампады. В христианстве свечи зажигают перед иконами, тем самым выражая свое почтение Господу и святым. В иудаизме принято зажигать свечи по субботам, и есть даже особый праздник — Ханука, во время которого зажигают свечи (в первый день — одну, во второй — две и так далее; всего праздник длится восемь дней). Это праздник умножения света и непрекращающегося присутствия Бога в жизни человека, а зажигание свечей — это символ готовности приносить свет в мир: сегодня больше, чем вчера, завтра — больше, чем сегодня...
Традиционные лампадки, которые зажигают в Дивали, называются дийя. Чаще всего это небольшая глиняная чашка с маслом гхи и хлопковым фитильком. Иногда масло наливают в стеклянный стакан с цветной водой — масло всплывает на поверхность и подпитывает горящий фитиль. Дети делают свои дийи из пористой глины или из теста, хотя им не дают ни фитилей, ни масла — из соображений безопасности.
Большинство дий изготавливают, как и тысячи лет назад, из глины, гхи и хлопка. Некоторые раскрашивают их разноцветными красками. Однако сейчас их стали делать и керамическими; а вместо гхи используют воск. А в каком-нибудь дорогом бутике можно купить роскошную дийю, украшенную драгоценными камнями...
Дивали празднуют не только индусы. В этот день сикхи зажигают огни вдоль дороги к Золотому храму в Амритсаре, тем самым отмечая годовщину возвращения из плена одного из своих гуру — Гуру Гобинд Сингха. А джайны посвящают этот день памяти одного из своих основателей — Махавиры.
Кстати, в этот же день в большинстве штатов Индии проводят Лакшми-пуджу — поклонение Матери Лакшми.
Дивали: братья поздравляют сестер
В пятый день Дивали отмечается Бхратридудж, то есть братья выражают почести своим сестрам. Название этого праздника указывает на то, что он проводится на второй день после новолуния (дудж).
Говорится, что в этот день бог смерти Ямарадж отправился в гости к своей сестре, и она поставила ему на лоб благоприятный знак, чтобы его не покидала удача. Поэтому в этот день сестры совершают пуджу, чтобы защитить своих братьев. В ответ братья в знак своей любви дарят сестрам подарки.
Другой вариант происхождения этого праздника связан с победой Кришны над демоном Наракасурой. После победы Кришна отправился к Своей сестре Субхадре, которая приняла Его традиционной церемонией — предложив Ему светильник и поставив на лоб знак тилаки. Таким образом Она по-сестрински хотела защитить Кришну от всего неблагоприятного.
Праздник Дивали считается незавершенным без Бхратридуджа. Индусы, говорящие на хинди, называют его Бхаидуджем, говорящие на маратхи — Бхавбиджем, бенгальцы — Бхаипхотой, а непальцы — Бхаитикой. Но, как бы ни звучало название, суть праздника остается одинаковой — той же, что и в остальные дни Дивали. Это праздник любовного взаимообмена, подарков и добрых пожеланий.
Материальный мир по природе своей мрачен, холоден и равнодушен, тогда как духовный мир исполнен тепла, любви и света. И хотя празднование Дивали в современной традиции напрямую не связано с Богом, оно может дать нам некоторое представление об атмосфере духовного мира — в котором всегда тепло и светло, где каждый день праздник, где все с любовью служат Богу и друг другу, где нет обид и огорчений...
В Калиюгу (эпоху ссор и лицемерия), особенно в западном мире, люди все больше отдаляются друг от друга, становятся замкнутыми, черствыми и равнодушными. Порой даже в обществе верующих людей бывает трудно избавиться от привычной холодности в отношениях, и четвертый стих «Нектара наставлений» Рупы Госвами, где он описывает настроение любви, которая должна царить между душами, предающимися Господу, остается нередко для нас такой же далекой теорией, как сотворение Вселенной или внушительная продолжительность жизни Брахмы.
Однако во время празднования Дивали мы можем вновь и вновь ощутить реальный вкус возвышенных отношений между душами — дарить подарки и принимать их в ответ, делиться духовными опытом и ощущениями и слушать рассказы о деяниях Бога, и, конечно же, угощать друг друга прасадом. Отличный способ для укрепления добрых отношений и в семье, и между людьми, в целом.
Подготовил Юрий ПЛЕШАКОВ