Найти тему

МУЗЕЙНАЯ МАШИНА ВРЕМЕНИ. Мемориальный дом Константина Станиславского

Солнечное утро воскресенья 9 октября началось для меня с неспешной прогулки по центру Москвы. Время было рассчитано так, что в дом-музей Константина Станиславского (другой филиал Музея МХАТ @museummhat) я пришла ровно к открытию. И снова чудеса прямо с порога. Резные ворота и дом с колоннами, вход со двора, как и описано в булгаковском «Театральном романе», и дальше...

Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина
Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина
"Войдите и подымайтесь по деревянной лестнице. Потом еще дверь. Войдите. Там увидите черный бюст Островского. А напротив беленькие колонны и черная-пречерная печка".

Поднимаюсь, вхожу в зал налево. Вижу колонны и черную-пречерную печку в углу. Отдаю смотрителю билет, а сама ищу глазами бюст Островского. Убрали. Но это уже не имеет никакого значения, воображению моему (начитавшемуся Булгакова) достаточно было колонн и печки, чтобы так разыграться, что и не остановишь.

Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина
Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина

Вдохновленное аутентичными интерьерами и нетронутой реновациями экспозицией оно, как машина времени, уносит далеко в прошлое. И я в этих мягоньких, бесшумно скользящих по паркету тапотулях, читающая написанные от руки аннотации, ощущаю себя в 1930-х годах.

В голове сразу родилась легенда, согласно которой я долгие недели закидывала письмами Константина Сергеевича, напрашиваясь смотреть его дом, потому что я искусствовед и изучаю архитектуру (любимый и всегда работающий предлог). И вот, получив наконец заветное приглашение, я в итоге разминулась с хозяином, срочно уехавшим по важным делам (а может просто я пришла не 13-го, не в понедельник и не в 12 часов).

– Пожалуйте, пожалуйте, – говорит в моем воображении смотритель дома, которой даже был придуман соответствующий времени наряд – строгий, монохромный, но очень элегантный костюм по моде 30-х годов. – Константин Сергеевич предупреждал, что вы будете. Они уехали, срочно, вот только что. Проходите, все можно посмотреть. Обратите внимание на мебель и особенно росписи потолков, XIX век. Художники неизвестные, но очень талантливые.

И ты ходишь, и все такое настоящее, такое живое. И эти птицы в медальонах на потолке, и готические шкафы с витражами, и кресла. И книги на полках. И сухоцветы в вазах.

И вот за массивной дверью на потрясающих резных петлях, сделанной, между прочим, по заказу самого Станиславского, святая святых – кабинет мастера, где все неизменно.

Белая печка, кресла в белых накидках вокруг стола, где Станиславский не раз репетировал с артистами труппы, в том числе свой последний спектакль "Тартюф" в 1938 году, запись которого сохранилась по сей день.

Тут же на переносном столике у кресла тот самый стакан с водой, прикрытый листочком.

Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина
Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина

А перед рабочим столом у окна потрясающее итальянское кресло, инкрустированное словной костью. Именно здесь родилась легендарная теория сценического искусства и метода актёрской техники, названная впоследствии «системой Станиславского».

Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина
Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина

Лишь мысли о невозможности потрогать предметы периодически возвращали в XXI век. Но обстановка каким-то мистическим образом снова и снова побеждала реальность, возвращая в прошлое.

Особое впечатление помимо кабинета Станиславского, произвела гримерная его супруги, актрисы МХТ Марии Лилиной. В небольшом помещении рядом с такой же небольшой спальней, ее гримерный столик с набором всех необходимых принадлежностей.

На вешалке театральное платье Лилиной для роли графини Вронской, которое было платьем ее матери, изготовленным во Франции в 1870-х годах. Такие артефакты для меня особое удовольствие, именно тут стирается грань между театром и жизнью. Тут же и фотографии Лилиной-Вронской. Вы только посмотрите, как же она восхитительна в этом образе.

На стенах гримерной фотографии, среди которых портрет Антона Павловича Чехова с собственноручной дарственной надписью автора:

«Милой Соне и милой Маше, милой Марии Петровне Алексеевой, от автора ею игранных пьес, очарованного Антона Чехова. 900 19/IV. Ялта».
Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина
Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина

После посещения жилых покоев меня сопроводили сначала на второй этаж, где я познакомилась с экспозицией, повествующей о ранних актерских работах Константина Станиславского. А в отдельном зале меня ждало возвращение к Булгакову. Тут представлена экспозиция, посвященная пьесе «Дни Турбиных», история написания и постановки которой легла в основу «Записок покойника».

Фото, документы, среди которых привлекает внимание тот самый договор между Булгаковым и МХТ на постановку пьесы «Белая гвардия», нашедший отражение в одной из самых ярких сцен романа.

Затем меня повели в экспозицию первого этажа, где среди интерьеров палат XVII века (дом, в котором жил Станиславский был построен в 1645 году) представлены костюмы и предметы бутафории к самой первой постановке МХТ – «Царь Федор Иоаннович» 1898 года, поразившей современников достоверностью воспроизведения эпохи. Многие вещи в спектакле были подлинными.

Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина
Фрагменты экспозиции в доме-музее Константина Станиславского. 2022. Фото: Екатерина Илюшкина
Художник МХТ В.А. Симонов инициировал экспедицию участников будущего спектакля «Царь Федор Иоаннович» (трагедия А. К. Толстого) по древнерусским городам — Ростов Великий (кремль), Ярославль и др. с целью приобретения костюмов, предметов старины, пригодных для спектакля. Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. К. С. Станиславский в письме В. И. Немировичу-Данченко писал: «Почти все макеты для «Царя Федора» готовы. Ничего оригинальнее, красивее этого я не видывал. Теперь я спокоен и могу поручиться, что такой настоящей русской старины в России еще не видывали. Это н а с т о я щ а я старина, а не та, которую выдумывали в Малом театре». Критики также не обошли вниманием исторический антураж спектакля: «…Все — декорации, утварь, костюмы, каждое движение каждого отдельного лица, — все переносит Вас в старую Москву. <…> Костюмы точно сняты с плеч всех этих Шуйских и Мстиславских, хранились в сундуках и теперь снова перед вами».

Я вернулась в реальность только когда за моей спиной закрылась дверь дома, а в лицо дунул первый порыв свежего ветра. Но мысли мои до сих пор продолжают возвращаться к этим фантастическим впечатлениям, какие на меня не производил ни один мемориальный музей. И уж точно ни один музей не будил мое воображение настолько, чтобы я почти физически ощущала себя в прошлом. А тут целых 2 дома с такой живой энергетикой.

Я под огромным впечатлением и бесконечно благодарна коллегам из Музея МХАТ за то, что они сохранили и продолжают хранить эту уникальную атмосферу жизни двух легендарных режиссеров.

Дорогие читатели, друзья, коллеги-музейщики и искусствоведы! Я в очередной раз настойчиво рекомендую посетить квартиру Немировича-Данченко и дом Станиславского и насладиться экспозицией и атмосферой, какой вы не встретите ни в одном другом музее.

Часть 1 - МУЗЕЙНАЯ МАШИНА ВРЕМЕНИ. Мемориальная квартира Владимира Немировича-Данченко

Часть 3 - Шкатулка с театральными сокровищами. Музей МХАТ в Москве

#искусство #театр #музей #театральноеискусство #станиславский #мхат #музеймхат #режиссер