- Будете у нас в Пятигорске, обязательно на "босоножке" прокатитесь, - сказала местная жительница, а по совместительству экскурсовод.
Слова её при этом звучали гордо. Заинтриговала прям.
И вот мы в Пятигорске...
Дорога, дорога
Не хватило нам того времени и тех объектов, которые были осмотрены нами в рамках экскурсии. Приехали своим ходом ещё раз.
Мы здорово устроились! Остановились в Ессентуках, а оттуда ездили на электричке смотреть другие города Кавминвод: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск.
Прибыли на вокзал Пятигорска, который выглядит довольно современно:
Перешли улицу, и вот они - "босоножки". Спросили у народа, как нам до центра доехать:
- Садитесь на 3-ку или 5-ку, -
ответили нам.
Было
"Босоножками" любя, издревле называют в Пятигорске трамваи.
Почему? Откуда название такое?
Раньше трамваи выглядели совсем не так, как мы привыкли видеть. Они были без стёкол, без дверей. Голые, босые, практически без всего.
Когда в 1903 году в Пятигорске запускали трамвай, жители столичного Санкт-Петербурга всё ещё пользовались конкой. Считается, что пятигорский трамвай - один из старейших в России.
Шло время, пятигорский трамвай совершенствовался, прочно вытеснив извозчиков. Пятигорск развивался как курорт, а значит нужен был недорогой и удобный транспорт. Трамвай подошёл для этого как нельзя лучше.
Интересно, что раньше трамвай ходил по склону горы Машук - от «Цветника» до самого «Провала». Вот бы сейчас так!
К сожалению, маршрут закрыли навсегда во время ВОВ. Пятигорский трамвай сильно пострадал от рук немцев. Депо, пути, подстанции - все было уничтожено.
Дошло до того, что власти хотели ликвидировать пятигорский трамвай - разрушения и потери были масштабны.
Но горожане так горячо любили свои "босоножки", что начали восстанавливать трамвайное хозяйство собственными силами. А потом и власти подключились. Тогда совершенно стало ясно - пятигорскому трамваю быть!
Стало
Босоножки уникальны ещё и тем, что ездят по узкой колее, шириной 1000 мм. В современной России только три города с такой шириной трамвайных путей - Пятигорск, Евпатория и Калининград.
Вот такие замечательные босоножки - несломленные, любимые, нужные. Проезд сейчас стоит 23 рубля:
Мы ехали и глазели по сторонам.
В трамвае работает кондуктор. Народу в транспорте было совсем мало. Вот так вагоны выглядят внутри:
Быстро доехали до центра и пошли гулять.
Будете в Пятигорске - не забудьте прокатиться на "босоножке" ;)
А у вас в городе ходит трамвай - такой редкий ныне вид транспорта?