О Марлен Дитрих и Грете Гарбо написано много книг и даже сняты документальные фильмы. Причем, часто в одном фильме упоминаются обе актрисы. Как соперницы. Уложиться в одну часть мы не смогли. Поэтому вашему вниманию предлагается продолжение истории Сергея Беляева о двух великих актрисах.
=====================
Хотели, как лучше. От МУЖЧИН, детей, женщин (что уж греха таить)... Не получается. Продолжим отталкиваться от ВРЕМЕНИ. Оно ещё работало на ОБЕИХ.
Добрый день, друзья!
Божество и Ангел - в Америке!
Greta Garbo - Ascension. (Восхождение) Нарезка из фильмов разных лет
Грете не надо было говорить. За нее говорили ее глаза. Руки. Походка. Стиль.
Берлин. 1924. "Безрадостный Переулок" дал Гарбо путёвку в американскую жизнь. Весть об успехе юной шведки пронзила кормящую грудь Марлен: уже год она была замужем и только что родила дочь. Ее ЧЕСТОЛЮБИЕ стало смыслом жизни. Образ Гарбо стал силуэтом велосипедиста, ведущего в гонке ПРЕСЛЕДОВАНИЯ.
Когда Дитрих стукнуло 26, немецкие критики назвали ее "НОВОЙ Гарбо" и напечатали ее фото рядом с портретом более удачливой соперницы: им не терпелось сотворить СВОЮ национальную героиню.
Greta Garbo (Anna Christie - 1930 - extract) : Anna gets angry. Анна Сердится. Анна Кристи - первый ее звуковой.
Приход ГОЛОСА разрушает Магию Божества. Нет? Во всяком случае, СЕРДИТСЯ в экранизации О'Нила Гарбо талантливо!
А что же Дитрих?
Она обращается к Георгу Вильгельму Пабсту, постановщику "Переулка". Пробы неудачные: "Слишком стара и слишком очевидна. Один сексуальный взгляд - и картина превратится в бурлеск". Пабст - серьёзный режиссер.
В очередной картине Марлен делают прически и наряды a la Гарбо. Это ее не украшает. Дитрих разочаровывала с каждой последующей работой.
Но если Гарбо ЗВУК мог погубить, то Дитрих он СПАС.
Он пришел в кино в 1928-м. И ГОЛОС Марлен - "глубокий, хрипловатый, томный, которым она играла, как на скрипке, с тончайшими оттенками интонации и вкрадчивым ЮМОРОМ, которому позавидовал бы сам Страдивари" - заполнил ПУСТОТЫ в ее актерстве.
В свои 28 она сыграла в фильме, который вошел в историю. "ГОЛУБОЙ АНГЕЛ" Джозефа фон ШТЕРНБЕРГА.
В начале 1930-го они вдвоем прибыли в Голливуд. Ни одну из своих ролей до Лолы-Лолы в "Ангеле" Дитрих предпочитала НЕ ВСПОМИНАТЬ...
Marlene Dietrich "Naughty Lola" 1930 (The Blue Angel). Песня "Капризная Лола" из самого ее успешного фильма.
"Капризная Лола" стала ее ПРОРЫВНЫМ образом на долгие годы. Фильм до сих пор - в Золотом Фонде мирового кино.
ЧТО ИХ РОДНИЛО. И что - РАЗДЕЛЯЛО...
Началась творческая, и не только, конкуренция.
Что "сближало" Гарбо и Дитрих - так это сбрасывание ВЕСА: "в Америке толстушек на экране не любят".
"Толстушками" ни одна, ни другая, по правде сказать, не были. Но экран прибавляет несуществующие граммы.
С 1925-го по 1941-й Грета снялась в 25-ти фильмах. (Для сравнения: на счету Марлен их - 52. Но это статистика. В искусстве - вещь, зачастую, второстепенная.)
Ее экранным уделом стала История-с-Плохим-Концом: героиня всегда умирает во имя любви, отрекаясь от остального.
Ее называли "a hermit", "отшельницей". Любимая фраза актрисы в жизни: "Я думаю, мне пора вернуться ДОМОЙ".
"Домом" становилось любое убежище, где она могла отсидеться. Любимая фраза на экране была: "I want to be alone", "Я хочу быть ОДНА".
Открывателем таланта Гарбо справедливо считается Кларенс БРАУН: Грета и Кларк. ГЕЙБЛ. Любимые актеры этого американца. "Плоть и Дьявол", "Анна Кристи", "Анна Каренина", "Жена Против Секретарши", "Они Встретились в Бомбее". 1926-41. Шесть раз номинировался на "Оскар". Так и не получил...
"Анну Кристи" MGM рекламировали остроумно: "Гарбо Говорит!" было на афишах. Зритель шёл. Фильм добавил путаницы в бисексуальный облик Гарбо - ей шли и женские, и мужские "ОБЕРТОНЫ" во всем: от манер до костюмов.
Что касается бисексуальности Дитрих, та осознала эту свою СИЛУ ещё в юности. Покоряя театральные подмостки, Марлен демонстрировала ТОТ пол, который желали видеть ЗРИТЕЛИ. Обоих полов.
Greta Garbo and Clark Gable - Kiss (Susan Lenox, 1931).
Вот они целуются в камеру. Для Гейбла - это РУТИНА. Для Греты - неизбежное ЗЛО?..
А вы думали, мы покажем поцелуй с Дитрих? Возможно. Но позже.
ЧТО ЕЩЁ ИХ СОЕДИНЯЛО?
Ответ под рукой: "Профессия. Страна обитания. Любовь к брюкам. И - к купанию НАГИШОМ".
А еще - Мерседес де АКОСТА. Обе пережили влечение к этой личности...
Еще в свои 13 Мария Магдалена, будущая Марлен, влюбилась в кинозвезду Германии Хенни Портен.
Доходило до ПРЕСЛЕДОВАНИЯ на берлинских улицах и исполнения на скрипке СЕРЕНАДЫ ранним утром прямо под окнами. Ставни через пару минут были захлопнуты. Марлен была горда: "Ставни захлопнула ЗВЕЗДА!" Вот такая логика.
По такому же сценарию, спустя годы, Марлен добивалась внимания Мерседес. А та к тому моменту гордилась романтическими отношениями с Гарбо. И тут шведка ОПЕРЕДИЛА немку.
Мерседес была сценаристкой и женщиной "с удвоенной сексуальной ориентацией": она умела отбить ЛЮБОГО мужчину у ЛЮБОЙ женщины. И НАОБОРОТ. По этому поводу в Голливуде заключали ПАРИ.
Девушкой Мерседес рыдала от восторга под балконом гостиницы, где восседала великая театральная актриса Элеонора Дузе.
Дитрих была ей ближе по духу. Оттого - МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ.
Гарбо своим "РАВНОДУШИЕМ" Мерседес заворожила. И когда на одной из вечеринок 26-летняя Грета протянула руку 38-летней де Акоста, та СОМЛЕЛА. На долгие годы.
Отношения были такие: Мерседес ее преследовала. Грета - ИЗБЕГАЛА.
А Марлен взяла сценаристку ШТУРМОМ: в огромных количествах цветы и подарки КАЖДЫЙ день. Де Акоста поняла: "Легче сдаться!" Но когда Дитрих охладела к Мерседес, уже та начала ТЕРЗАТЬ Марлен любовными посланиями.
ТАК И ЖИЛИ.
Александр Вертинский, "Марлен". Посвящается Марлен Дитрих.
Не ожидали, друзья?
Хотя многие помнят эту шутку Вертинского от 1935-го года. Был ли Вертинский в нее влюблен? Да. Ведь это было МОДНО...
Очень земная Дитрих: ЧЮ иногда на грани фола. И "небесная" Гарбо. "Чтобы понять Грету, надо понять Север". Марлен любили все. Гарбо не любила. Никого? Себя - нет. "Нет?"
Дитрих умела ДРУЖИТЬ. По натуре - опекунша. Она всю жизнь была замужней дамой. Но это не мешало ее страстным отношениям с другими.
Грета - ОПЕКАЕМАЯ. Как и в ее фильмах, для нее и ЗА нее на протяжении жизни все делали мужчины, которых она НАГРАЖДАЛА СОБОЙ.
Кинорежиссер Мориц Стиллер, придумавший ей псевдоним, - "Эльф! Ты будешь Гарбо!" - был старше на 23 года. Он привез ее в Америку, но ему не дали снять там ни одного фильма. Вернулся в Швецию. Умер, по легенде, сжимая в руке ЕЕ фото.
Партнера Джона Гилберта бросила, когда он ей надоел брачными предложениями.
Был агент Гарри Эдингтон. Добился для Божества выгодного контракта. Канул в Лету.
Дирижер Леопольд Стоковский - старше тоже на 23, "любимое" число - заявил в прессе о своей помолвке с Гарбо. Зачем?! Она считала, он просто друг. Отношения были прерваны ею.
Адвокат Джордж Шлее. "Сторожевой пес" Звезды. Итог - закономерен. "Консультируйте меня далее в финансах".
Фотограф Сесил Битон. Очень известный Мастер. Создал замечательные портреты Гарбо. На этом - всё.
Все они ЛЮБИЛИ ее, ДОБИВАЛИСЬ и ТЕРЯЛИ. Такой вот алгоритм.
к/ф *Ниночка* Грета Гарбо 1939. Известный фрагмент с ХОЛОДНОЙ Гарбо. Предпоследний фильм
"Ниночка". Первая полноценная комедия (!) с Гарбо. ПредПОСЛЕДНЕЕ появление на киноэкране. Холод от просмотра. Холод в уставшей душе.
4 номинации на "Оскар" '40-го года.
Своего "Почетного Оскара" за "Вклад..." Гарбо получит лишь в 1954-м.
Грета цветы на могилы бывших друзей не присылала. Переступала. Шла далее.
Марлен же считала своим долгом прийти на похороны бывшего друга. Тем более, ВОЗЛЮБЛЕННОГО. Обожала вечеринки!!!
В старости Гарбо посоветует молодым актрисам обзаводиться мужем и детьми: "семья успокаивает Дух и плоть". Но ЛИЧНОГО примера не подала.
У Дитрих будет СКАНДАЛ с дочерью, Марией Ривой, после выхода слишком откровенной книги о ней. Дочь писала ВСЮ правду. И как видела сама.
Перед Вечностью ЧЕСТНЕЕ оказалась Грета: "нет детей - нет изданных биографий".
По версии всех гарбо в мире, "легенды - запланированно, матери, НЕ СПРАВЛЯЮЩИЕСЯ с материнством".
Легендами стали обе. Тема ПОТОМСТВА не волновала ни ту, ни другую.
Гарбо говорила по-английски с акцентом всю жизнь. Дитрих вполне бойко и чисто - на American English.
Гарбо ПОДЧИНИЛАСЬ ветру, занесшему ее в кино. Она НЕ СНИЛАСЬ себе актрисой.
Дитрих была Ветром, стремившимся СОТРЯСТИ экран. Она МЕЧТАЛА о Славе!
Она сочиняла о себе истории, шокировавшие и возбуждавшие! Потом, в пересказе со стороны, они казались ей нелепыми анекдотами.
Острый ум Марлен, такой же острый язык, богатый внутренний мир. И столь НЕЛОВКОЕ, по мнению многих зрителей и критиков, самовыражение на экране. (О влюбленных безрассудно мы не говорим.)
И все прямо ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ - у Гарбо. Может, верно, что актеру нужно быть ПУСТЫМ сосудом и заполнять себя предлагаемыми персонами?
Закончим неожиданно: об этих ДВУХ разговор бесконечен.
Тем самым, чем заканчивали Первую Часть. ГАБЕНОМ. Последняя настоящая любовь Марлен. За ним отправилась на фронты ВМВ. Была с ним счастлива. Но жизни не получилось...
Marlene Dietrich "Symphonie" 1945 (Jean Gabin. Martin Roumagnac. Кадры с Габеном. Последняя любовь)
15-го ноября 1976-го Габен тихо скончался, забрав "половину" ее "души". Это она так сказала. Сама.
13 долгих лет, больная и постаревшая, провела взаперти в своей парижской квартире. Все эти годы на стене висел портрет ее ИДЕАЛЬНОГО мужчины.
Что касается Гарбо... Вовремя ушла из кино. Наслаждалась бездельем. Перестала блюсти коммерческий вид. 15-го апреля 1990-го, пережив всех возлюбленных, обоих полов, скончалась в нью-йоркском госпитале.
Дитрих пережила ее не на долго: сердце остановилось в Париже 6-го мая 1992-го.
RIP всем, кто, из упомянутых у нас в этих двух сериях, покинул сей бренный мир...
(С) 2022
P.S. Гарбо-Болотова-Друбич.
Дитрих-Ладынина-Гурченко.
Если проводить параллели. Нет?
===================
Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке
Марлен Дитрих и Грета Гарбо. Часть 1
Музыкальный мир Бертольта Брехта