Стемма с препендулями – интересное название. Увидев его впервые, просто не могла не узнать, что это на самом деле такое. Именно так назывались короны позднего Рима и ранней Византии.
Когда приняли демократические системы принципата, они стали работать против самих императоров. Ведь своим повелителем легионеры и Сенат могли провозгласить кого им угодно. В результате от Римской империи начали отделяться провинции, которые на деле стали самостоятельными государствами.
И в таких местных «империях» приобрел большое значение местный этнический элемент. Римское общество стало «варваризоваться», если можно так выразиться. Этнические обычаи начали глубже проникать в римский быт и оказывать влияние на моду, в том числе и самих правителей остатков Рима.
Когда в 3 веке нашей эры Аврелиан восстановил целостность Римской империи, вопрос о восстановлении престижа власти встал очень остро. Аврелиан хотел достойно представить свою страну, в том числе и в церемониальной форме.
И Аврелиан стал первым поклонником восточного церемониала. Именно ему анонимный автор историй о быте и нравах поздней Римской империи приписывает данную роль. Аврелиан надел на чело ленту, украшенную жемчугом, золотом и самоцветами, что до него было для римских императоров немыслимым.
Скажу только, что те, римские, диадемы, существенно отличаются от нынешних. Они представляли собой ленту или соединенные между собой пластины, украшенные драгоценными камнями. Первоначально она имела вид своего эллистического прототипа – всего лишь лента на голову. Только позднее ее стали украшать драгоценностями.
Однако, окончательно украшение становится официально регалией императора только в начале 5 века, когда к власти приходит первый крещеный правитель. И вступление на престол сопровождается возложением на чело диадемы.
Чуть позднее из ленты регалия превращается в наборное украшение, где элементы нанизываются на пару шнуров, концы которых завязываются на затылке. Центральный элемент наиболее значимый и украшенный мелкими камнями или жемчугом. Элементы между собой также перемежаются жемчужинами.
Уже в следующем поколении диадема окончательно превращается в корону – стемму. Она становится сплошным обручем, а завязки, которые уже и не нужны, перемещаются с затылка на виски и становятся подвесками – препендулиями.
С начала 5 века и в течение веков обруч с подвесками оставался короной византийских императоров. Подвески в истории называют по-разному:
· собственно, препендулии – от греческого pendulus, что в переводе значит свисающий, ниспадающий;
· катаситы – подвески;
· кремастарии – подвешенный;
· энотии – ушные украшения, серьги.
То, что данные элементы были сохранены в веках, значит, видимо, что они имели некое значение. Однако, я не смогла найти сакрального смысла в этих «сережках». А историки считают, что они были сохранены в качестве ответа персидским владыкам, с которыми Византийская империя постоянно соперничала в богатстве и роскоши.