20 подписчиков

ГУМАНИЗМ И ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

166 прочитали
Леонардо известен, как отличный лидер, который мог успокоить и направить вспыльчивого Рафаэля, активного Микеланджело и сообразительного Донателло.

Леонардо известен, как отличный лидер, который мог успокоить и направить вспыльчивого Рафаэля, активного Микеланджело и сообразительного Донателло. Ну и конечно был великим ученым, инженером, живописцем эпохи Ренессанса, который вместе с братьями победил Шреддера.

Ладно. Продолжая разговор о гуманизме, невозможно не затронуть человека, который является самым ярким выражением этих идей. Леонардо да Винчи провозглашал людское всемогущество, безграничную возможность к самосовершенствованию и, что самое удивительное, сам смог приблизиться к собственному идеалу «человека эпохи возрождения», а по-простому и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Леонардо известен, как отличный лидер, который мог успокоить и направить вспыльчивого Рафаэля, активного Микеланджело и сообразительного Донателло.-2

Родившись в маленьком городе Винчи и будучи внебрачным сыном мелкого нотариуса, воспитанным матерью-крестьянкой, Леонардо не получил классического образования и даже называл себя «человеком без книжного образования», но нельзя сказать, что читал он мало. Обширность его знаний впечатляет: механика, инженерия, оптика, география. Анатомия, естественные науки, философия, литература и математика. Его исследователи особенно выделяют влияние наследия великого (наряду с Евклидом) античного математика и механика Архимеда и разработок позднесредневековых схоластов-номиналистов, а также развивавшиеся в его родной Флоренции идеи Платона. По словам Фридриха Энгельса, Леонардо да Винчи является «гигантом» того времени – «гигантом» с силой мысли, страсти и характера, с универсальностью и разнообразностью знаний. Но ничто не способно с большей силой сформировать личность человека, чем эпоха, в которой ему выпало жить.

Леонардо известен, как отличный лидер, который мог успокоить и направить вспыльчивого Рафаэля, активного Микеланджело и сообразительного Донателло.-3
«Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центре своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития научного познания мира, новый шаг к которому был сделан успехами естествознания в конце ХV - начале XVI века. Именно эта область науки стала в ХVI в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира бил признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.» Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений. под ред. А.Н. Ерыгина. - М.: Просвещение, Ростов-на/Д, 2009. - С97.

В такой атмосфере Леонардо да Винчи сделал решительный шаг отказавшись от предшествующей научной тенденции, что не могло быть не предопределённым самим развитием гуманистической мысли в лицах Ричино, Пико и особенно Альберти. Своим пониманием знания, как не только великой способности человека, но и прежде всего потребности, да Винчи обогатил гуманистическое мировоззрение реалистическим обоснованием творческих и познавательных возможностей. В этом он был прямым последователем Альберти, замечая, что «там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей». И в этом чувствуется наиболее радикальный смысл всего Возрождения в его разрыве с христианской мыслью:

«Если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где не достает разумных доводов, так их заменяют крик, чего не случается с вещами достоверными.»

И в этот момент нам ясно видно, как именно Леонардо открещивался от круга гуманистов-философов. Ему ближе было общество ремесленников и художников, поэтому он посчитал своей главной задачей сблизить разные области знания-естественные и гуманитарные- в рамках «истинной науки», принципиальным моментом которой была связь теории и практики. Всю жизнь он вел борьбу за познание и подчинение природы человеку (и чем не гуманист?), понимая недостаточность теоретического освоения действительности. Судя по всему, этот третий этап развития гуманистической идеи Ренессанса можно назвать «натурфилософским».

Леонардо известен, как отличный лидер, который мог успокоить и направить вспыльчивого Рафаэля, активного Микеланджело и сообразительного Донателло.-4

К популярному в то время неоплатонизму Леонардо да Винчи остался холоден, так как предпочитал строить свои умозаключения на естество-испытательных и художественно-реалистических принципах, а не на платонических - мистических. Но придерживался и, позволим себе сказать, следовал философии Аристотеля, глубоко веря в истинность мыслей о важности знаний и разума на раннем этапе своего творчества. Затем на основе теорий греческого мыслителя он построил свои, добавив предположения, и адаптировав эти теории к идеям Ренессанса - человечности, натуризму и науке:

«Аристотель полагал, что между «материей» и «формой» существует какая-то тесная связь. Он считал, что все знания относятся к категориям техники, теории или практики. Основываясь на этой доктрине, можно интерпретировать три основных элемента структуры по Аристотелю: каждый объект формируется агентством, оно сформировано «из чего-то» и формируется «во что-то». И что картина на полотне художника – это комбинация знаний и души, которые с помощью легкого движения руки творца превращаются в шедевры. У Аристотеля также была теория подражания, которая заключается в важности для людей цвета и формы на картине. По мнению греческого мыслителя, самые красивые цвета человек может оценить по достоинству и не на полотне картины, что нельзя сказать про формы. Формы и очертания, нарисованные художником, представляют из себя большую ценность. Аристотель сделал много важных выводов о тонкостях рисования: о гармонии, ритме, языке написания картин.»: И.Н. Кручинин, А.О. Аветисян, М. Б. Хрипунова/ «Хроноэкономика» № 6(19). Ноябрь 2019.

Анализируя художественные работы Леонардо да Винчи, легко высматривается этот синтез древнегреческих и гуманистических идей. Для наглядности займемся немного искусствоведением и рассмотрим картину «La Vergine delle rocce», что переводится как «Мадонна в скалах». Но важно упомянуть о существовании двух версии этого произведения, в которых есть как общие черты, так и различные. Картина была основана на истории Священной Библии, однако Леонардо позволил себе похулиганить и внести изменения в процесс крещения Иисуса. Живописец не любил церковь, не верил в Бога. В своих работах он чаще игнорировал, а порой позволял себе высмеивать важные моменты из религиозных сюжетов Священных Писаний (Статья 148 в части 1 УК РФ). Мартин Кэмп, уделивший большое внимание изучению мировоззренческих особенностей ренессансной живописи в своей книге под названием «Леонардо», утверждал о неприязни да Винчи к теологии и религии, но при этом не отказывался от заказов росписи в храмах и церквях, по большей мере, из-за предложенных денег:

«В картину «Мадонна в скалах», Леонардо вложил светские эмоции человека, а не в традиционную религиозную манеру, которая была присуще данному период времени. Леонардо да Винчи поместил двух невинных и наивных младенцев, играющих вокруг воды. Но, чтобы всё-таки затронуть тему религии, Леонардо добавил четкости в движениях Иисуса: маленький Иисус указывает пальцами правой руки на Иоанна Крестителя, в то время как Иоанн поклонился, сложив руки спереди. Ангел сидит на правой стороне, как посланник красоты с небес.»

Особенностью картины является то, что Леонардо для написания работы использовал метод синкретизма, заключающийся в объединение различных религиозных верований, то есть он соединил, и языческие, и христианские традиции, синтезировал глубочайшие истины христианства с древними философиями. Так эпоху Возрождения человек стремился сбросить оковы своего трансцендентного корня, находясь в поиске точки опоры не в космосе, из которого он как будто бы вырос, а в себе самом.

Человек теперь — творец, а поэтому фигура художника — творца становится символом Ренессанса.