Недавно в разговоре про клиентоориентированность услышала, что моему собеседнику надо как-то “победить” сложного клиента.
У меня в отношении сложных клиентов очень простая позиция: я просто с ними не работаю! И вот почему.
Для начала давайте разберемся, кто такой “сложный клиент”. Для меня это клиент, который:
- не знает чего хочет;
- не держит личных границ в профессиональной коммуникации;
- не может определить каких-либо показателей, кроме конечной прибыли, соответственно, скорее всего, сам не понимает, за что отвечает какой-либо процесс его бизнеса;
- пытается перекинуть все возможные риски на исполнителя;
- пытается переложить ответственность, а не разделить ее.
А теперь давайте разбираться.
Бывает что токсик-клиент, который обещает вам хороший бюджет, при этом выносит вам мозг, и вы преодолеваете себя, ищете подход, справляетесь с трудностями, … НО! На это уходит адски дорогой ваш ресурс: ВРЕМЯ И ЗДОРОВЬЕ. Которые вы можете потратить на работу с тем, кому реально нужны ваши услуги (ну, или потратить время на работу с тем, с кем работать комфортно и с кем вы вместе можете развить что-то новое).
Не знаю, как у вас, но у меня так сложилось, что я начинала с “холодных” продаж на радио в начале нулевых. Зарплат тогда не было, и нам платили процент. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что сама по себе ситуация была в какой-то степени токсична, но меня она многому научила. Помимо приобретения навыков коммуникации, я поняла, что смысла умасливать клиента до состояния свадебного торта нет никакого. Особенно если человек на клиентской стороне откровенно тешит свое ЭГО. Опыт показывает, что гораздо продуктивнее искать кого-то более адекватного и того, кому действительно нужен ваш продукт/услуга, чем обивать пороги закрытой двери.
Другими словами, по итогам своих первых работ, методом проб и ошибок, я только утвердилась в этом убеждении - и сегодня я стараюсь придерживаться этого правила.
“А как же преодоление и вызов?” - спросите меня вы.
А кому и что мне доказывать в данном вопросе? Манипулятору, который ищет, на кого спихнуть ответственность? Спасибо, но мне это не нужно.
Эгоистично? Возможно. Имею право.