Совсем недавно я снова побывал на одном из любимых своих объектов истории Крыма, на Чуфут-Кале. В этот разз я был не с семьей но и не сам, у меня были спутники-экскурсанты, некоторые из них в этих местах были впервые. Мы были "безлошадными" и товарищу, впервые приехавшему в Бахчисарай, хотелось поближе познакомиться именно с Чуфут-Кале и его ближайшими окрестностями.
Наш путь, как и у большинства экскурсантов и экскурсоводов, в этом месте, начался с Салачика, места интересного и легендарного! Сам Салачик смотреть е стали, рванули на Чуфут. А ведь не мало интересно в этом древнем поселении под мысом "Бурунчак". Но большая часть истории, увы, не показная, - следов от нее почти не осталось, а в виде рассказа. Как раз хватило на те прекрасные 700 метров подъема до прелестного Свято успенского мужского монастыря.
На территории Монастыря, по просьбе его служителей, мне запрещено проводить экскурсии, поэтому, пока мои товарищи пошли наверх, в вырубленные в скале пещерные храмы, я отвлекусь на лирическую зарисовку про эти места.
САЛАЧИК, МАРЬЯМ ДЕРЕ, БИЮК-АШЛАМА-ДЕРЕ И БАЛКА ОСИПОВА небольшая историко-фантазийная экскурсионная зарисовка.
"...Посмотрите налево и вверх. Вот он Бурунчак, "Нос". Давайте на секунду представим себя на нем. Погода, как большую часть года, тут ветреная но теплая. Ветер дует в наши лица, а мы смотрим по сторонам и... И нам видится не только настоящее, но и прошлое. Мы видим две заселенные балки: Марьям Дере (Балка Святой Марии) и Биюк-Ашлама-Дере (долина молодых саженцев, подсечная долина). А Балка Осипова, она совсем маленькая, как аппендикс, и по ней проходит дорога в следующую речную, а значит заселенную и богатую, долину.
Места тут хорошие, не смотря на ветер. Ветер он тут, на верху, и то не особо то мешает, вон мельницу крутит, работает на благо людей.
Люди. Люди тут жили издревле, с самого каменного века, с самого Ледникового периода, наверное. Первобытные люди нашли тут хорошие обводненные, а значит с обилием самой разной еды, долины. К тому же теплые, солнечные. И поколение за поколение, используя накапливаемые знания и получаемые от приходивших из других мест людей человек Салачика меняется. На место землянок и охоты приходит скотоводство, земледелие и дома, камень заменяет сначала приносная медь и бронза, а потом и свое, родное, лежащее под ногами железо. Так, шаг за шагом по дороге времени, человек пришел в Античную эпоху... Оглядываясь снова назад, по дороге времени мы видим стоянки первобытных обитателей этих мест и постепенно меняющийся климат. И вот уже тут, на плато, пасутся дикие ослы, а местное население их загоняет в ловушки к обрывам и кушает. Ну и шкуры идут в дело и кости, но, что касается костей то уже не так, как раньше..." Ну вот пора и дальше, к Крепости Драгоценностей.
По пути видно, уж тут, в долине святой Марии, которая потихоньку переходит в Иосафатову долину река времени, порой, не просто тека, а просто била ключом и неслась поток. Так, в принципе, оно и сейчас порой и местами течет и меняет местность. Склон под плато с Чуфут-Кале на вверху, - это не только видимые памятники истории (постройки монастыря) но и следы эпох минувших. Вот камни с выдолбленными в них "дверными проемами. Скорее всего это были ассуарии (костехранилища) родовые. Ну вот был такой период истории тут, когда хоронили во временных могилах, а вот после очищения их от мягких тканей переносили кости в такие "дома". Увы, я только что рассказал ва не более чем оду из теорий, опровергнуть или подтвердить которую, на сегодняшний день не возможно, так как эти объекты находятся на территории монастыря. Как и многие другие. А вот и вход на Теккие Дервишей.
Мало что та от него осталось, в основном память. А вот фонтан, дававший воду, которая была проедена к нему по керамическим трубам из маленькой долинки с ручьем. Там раньше и туристический фонтанчик -родник был (он и остался в принципе вот только не рабочий). И ручей остался со следами, в одном месте, небольшой мельницы водяной. А вот куда вода теперь уходит это вопрос ответа на который я не знаю.
Ну вот и дошли! Нам совсем не далеко уже осталось до калитки с кассой. Калитка эта объект исторический, а касса. - пропускной. При подъеме смотрим внимательно под ноги. Увы, точное время и принцип развития Чуфут-Кале еще ОЧЕНЬ сильно требует доизучения и доработки. Нам более не менее известно про Скифское убежище (?) на плато, с не совсем ясной периодикой. Есть следы "Нижнего города". Основным памятником которого является уникальный гидротехнический объект, - вырезанный в скале колодец Тик-Кую.
Этот объект требует отдельного описания. Но, увы, на сегодняшний день я могу вам его описать только со своих старых фотографий. Вход в него пока закрыт. С чем это связано я не знаю.
ОЧЕНЬ жаль, объект уникальный, не имеющий аналогов.
Тик-Кую размещался в башне и, как предполагают некоторые ученые, служил не только осадным колодцем но и вылазным. Мое личное предположение в том, - что в то время основное городище было тут, внизу, а на верху были только самые богатые дома, отгороженные с одной стороны оборонительной системой нижнего города, а на плато еще и рвами и стеной. С последними мы еще с Вами познакомимся поближе.
Ну вот и пройдена нами касса и пост охраны. Народу не мало, поэтому уж фотографировать саму калитку не станем, а пойдем по вырубленному в скале и огороженному стеной проходу и улочкам вверх, в город! Поразительная работа людей, вырублено множество скального грунта и прорублены и сообщающиеся пещеры и проходы-улочки, некоторые были еще и калитками защищены.
Держим путь к Кенасам, молельным домам удивительного народа, - Караимов. Караимы, одна из ветвей Иудейского народа, о происхождении которой до сих пор идут споры. Большинство считает, все же, что они потомки иудизированных Хазар.
Современное название крепости и городища, Чуфут-Кале и переводится с Крымскотатарского языка как Иудейская крепость. Надо отметить что наши Караимы народ рукастый и умный.
Например при возникновении и становлении Крымского Ханства именно этому народу было отдана чеканка монеты. Первый Ханский монетный двор был тут, на Чуфут-Кале! Просуществовал он долго, более трехсот лет, и все это время тут, на Чуфут-Кале резали штемпеля и чеканили монету.
Еще одним памятником истории, удивительным и позволившим определить боле не менее точно время формирования верхнего города, по которому мы с Вами сейчас идем, как самостоятельной крепости, является ранняя, она же центральная стена, с воротным проходом, вырубленными рвами и тайной калиткой!
Шло время, город рос и стена стала внутренней, была частична разобрана. Рвы были частично засыпаны, а частично превращены в каменоломни и подвалы, порой многоярусные!
Этот город населяли самые разные люди, некоторые из них оставили в истории этого места настолько заметный след, что о них осталась память и памятники! Например легендарная властительницы Кыр-Ора (более раннее название Чуфут-Кале, переводится как крепость сокровищ. Я связываю это название с началом роста объема чеканки монет их ценности, т.е. не только медные но и серебряные и даже золотые) Джанике Ханым, дочери Тохтамыша.
Гробница стоит около стен Мечати, построенной на месте еще более древнего, скорее всего Христианского, храма, у средней стены и ворот. Тут когда то начинался Старый верхний город Кык-Ор.
А за воротами, как уже рассказывал, начинается новый старый Чуфут-Кале. По некоторым особенностям, это именно Чуфут-Кале, - Иудейский город.
Мы не знаем как выглядел город в период раннего средневековья, в те времена, когда была построена Центральная стена с воротами и вырублены два рва с внешней стороны.
Тут, в "новом городе" и творилась средневековая история этого места. тут работал над историей своего народа историк Фиркович, тут чеканилась монета и обучались этому делу мастера других монетных двором Крымского Ханства тут и история самого Крымского Ханства начиналась. Был тут и зоопарк некоторое время. На мысе Алчак. Он не застроен, есть такие места на всех, такого типа, Крымских "пещерных городах". По предположениям ученых и по материалам раскопок в мирные времена такое место могло быть чем угодно. от просто пустыря до зоопарка, а вот во времена войн и конфликтов эти пустыри становились убежищем для жителей низин.
Дойдя до Восточных ворот и осмотрев памятники истории нам надо возвращаться назад к калитке. На сегодняшний день проход через Западные ворота закрыт.
Вернувшись снова к гробнице Джанике Ханым и передохнув на смотровой площадке предлагаю вернуться сделав небольшой крюк по старому городу.
Прогулка по улицам древнего города, я думаю, снова подтолкнет на лирику. И будут истории и намного древнее людей, родившиеся ДО человеческой эпохи. Будут истории и про людей, про тайны про... Про всякое. Это наилучшее завершение экскурсионного маршрута по верхнему городу.
Вернувшись к калитке, если у Вас хватит сил предлагаю прогулку под стем-нами Чуфут-Кале до его ближнего пригорода и Караимского кладбища (это в других статьях-экскурсиях)...