Найти тему
MR7.ru — Мой район

Русский провинциальный портрет представили в Манеже

   Олег Золото / MR7
Олег Золото / MR7

Новый выставочный проект, посвященный истории русского провинциального портрета XVIII—XIX вв. еков, представлен в «Манеже» на выставке «Зерцало». Помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве, экспозиция также предлагает по новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре. Название выставки происходит от старославянского слова «зерцало» — «зеркало». И не случайно первое, что увидит зритель, оказавшись в выставочном пространстве — это собственное отражение в зеркалах. Это взгляд на себя без прикрас и условностей, задающий направление для восприятия дальнейшей экспозиции.

    Фото: Олег Золото / MR7 Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало».
Фото: Олег Золото / MR7 Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало».

Открывшаяся выставка — совместная работа петербургского Центрального выставочного зала «Манеж» с Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем, Государственной Третьяковской галереей и Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

По словам организаторов, в начале XIX века едва ли не в каждом городе, зажиточном доме складывалась портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, который старательно воплощал их представление о себе. География проекта охватывает территорию от Москвы до Тюмени, от Ростова до Перми.

    Фото: Олег Золото / MR7 В начале XIX века едва ли не в каждом городе, зажиточном доме складывалась портретная хроника семьи.
Фото: Олег Золото / MR7 В начале XIX века едва ли не в каждом городе, зажиточном доме складывалась портретная хроника семьи.

Экспозиция первого этажа знакомит с традициями и бытом купечества. Ее пространство обустроено в духе архитектуры допетровских времен. На втором этаже, оформленном как портретная галерея в дворянской усадьбе, представлены изображения знати и духовенства.

«Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись как единственный регламентированный вид станкового искусства, строго подчиненный канонам православной церкви, начинает уступать место зарождающемуся светскому искусству. В живописи появляется новая форма изображения человека — „парсуна“ (от слова „персона“), знаменующая переход от каноничных иконописных образов к изображению человека „с живства“ (с натуры), к первым попыткам передать сходство и характер», заметила куратор выставки Светлана Зенина.
    Фото: Олег Золото / MR7 Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись как единственный регламентированный вид станкового искусства.
Фото: Олег Золото / MR7 Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись как единственный регламентированный вид станкового искусства.

Просуществовав недолгий период, парсуна утрачивает свою ведущую роль в русской придворной культуре. Результатом дипломатической миссии Петра I в страны Европы и последовавших за ней масштабных реформ в России станет формирование новых художественных идеалов в отечественном изобразительном искусстве. Хотя ведущая роль была отведена «большим жанрам», аллегориям и панорамам городов, это время вошло в историю русского искусства как век портрета.

Выставка в «Манеже» позволяет зрителям познакомиться не только со стилистическими особенностями ранних провинциальных портретов, но и увидеть «лица» эпохи — образы духовенства, купечества, детские и семейные портреты.

Где: «Манеж», Исаакиевская площадь, дом 1
Когда: до 4 декабря 2022 г.
0+