Найти тему
Егерский дневник

Автоагрессия

Все мы помним открытое письмо ведущих специалистов охотничьего хозяйства России к руководителям государства с отчаянным предостережением от принятия ныне действующего закона «Об охоте…».

Все мы знаем, что власть игнорировала мнение учёных.

Все мы видим, что худшие варианты развития событий, предсказанные охотоведами, сбываются.

Когда я говорю «мы», я имею в виду всех охотников и рыболовов, как единственную группу гражданского общества, реально заинтересованную в охране природы, но в особенности объединенных «Росохоторыболовсоюзом».

Только организовано мы можем добиться от власти принятия полезных для охраны природы законов.

Одним из аспектов, предложенных охотоведами к рассмотрению, было отсутствие в законе «Об охоте…» каких-либо постулатов, регулирующих использование гражданами, как для охоты, так и для передвижения по охотхозяйствам, автотранспортных средств.

Мои детские и юношеские воспоминания о походах в лес или на реку навсегда связаны с некоторыми, на мой взгляд, показательными картинами:

– Сынок. – моя бабушка мне говорит – Айда, на минутку в лес сбегаем, груздочков нацарапаем - она произносила «наСарапаем», груздь называла «грусь», а её определение «на минутку», в смысле, и «быстро», и «ненадолго», надо понимать чуть ли не буквально. Дело в том, что и до опушки леса, где тогда в изобилии произрастали грузди, чуть больше километра, а уж до луговых опят и вовсе вдвое меньше, и бабушка могла в течение дня покидать дом дважды ненадолго, между утренним, дневным и вечерним кормлениями домашнего скота. Так вот пешочком частенько «бегали» и неизменно «насарапывали». По выходным дням вместе с другими членами семьи, с соседями, мы часто ходили уже в дальние походы в лес или на реку. Однако, как бы далеко мы не уходили, везде встречали людей с ведрами или лукошками, с удочками или ружьями. Любопытно, летом в лесу в основном встречались женщины ягодницы-грибницы, очень часто с детьми, на реке мужчины-рыболовы и ягодницы. Зимой мужчины, охотники и рыболовы. Но все, всегда, пешком и никто, никогда, не полагал себя ущемленным в правах на свободу передвижения.

Еще одна примечательная «картинка» проявляется при просмотре кинофильмов. В глаза бросается несоответствие внешнего вида дорог изображаемому времени. В действительности в 60-е – 70-е годы 20-го века все лесные грунтовые дороги у нас были… трехколейными. Две колеи оставленные, «как и положено», колесами, в основном тележными, не автомобильными, а третья, посредине, пробитая копытами запряженной в телегу лошадки. Еще и в начале 80-х такая, «трехколейность» повсеместно просматривалась. Не было тогда у людей личных автомобилей, а казенными в личных целях не пользовались.

Но вот вопрос, откуда же столько автотехники в собственности граждан в наши дни вдруг взялось? Неужто благосостояние так стремительно выросло? А может секрет в том, что однажды произведенная здесь или завезенная из-за «бугра» техника, уже никогда никуда с наших дорог не исчезает? Более обеспеченные товарищи «поамортизировав» продают свои авто менее обеспеченным, те, в свою очередь, тем же порядком, еще менее обеспеченным… Заканчивается отдаванием развалюхи с доплатой «литры» за то, что согласился забрать. Видимо таким вот макаром мы сегодня имеем то, что имеем, как касательно автопарка, так и охотхозяйства.

И те «мои» заветные «грусьдевые» местечки, и вообще вся лесная окушка вокруг нашего (и всех других) города, но и на километр-два вглубь леса, сегодня всплошную завалены кучами бытового мусора. Люди добрые, не так давно здесь токовали глухари, от тетеревиного «бормотанья» в мае гул стоял, рябчики вспархивали не реже сизарей в городе. Не бывало такого дня, в который не увидишь здесь хотя бы одного лося или косулю. Сегодня здесь только вороны. Помойка. Сортир… Молодежь? Нувориши? Коррупционеры? Не-ет, всю эту гадость понаволокли сюда со своих подворий, гаражей, квартир, сараев на своих автомобилях взрослые, хозяйственные, с виду вполне приличные и разумные дяденьки и тетеньки. Граждане.

Сегодня в любом уголке леса, по берегам водоемов, помимо хлама оставленного на местах пикников, обедов и перекусов, в течении дня не один раз обнаружатся пакеты с откровенным кухонным и туалетным мусором. Как минимум эти пакеты, в рюкзаке или в охапке, никто сюда не нес. Их тоже привезли в личном автомобиле из дома…«по пути». Сегодня повсюду в лесу, где только можно протиснуть легковой автомобиль, зияющие колеи и … масляные, воздушные, топливные фильтры, разноцветные пластиковые емкости из-под автотехнических жидкостей. А что? Пока семья любуется природой…

Берега водоемов «вытоптаны» автомобилями до самого урезы воды. Какие там «водоохранные» 50 метров. Здесь в разы чаще чем в лесу «техобслуживают» личные машины, а уж моют все, кому не лень.

Автоагрессоры. Иначе не назовешь.

С выпадением первых порош, среду обитания диких животных оккупируют снегоходами. Для снегохода «дорога» везде. Кусты, молодые посадки не препятствие. Был бы достаточный просвет между деревьями. В считанные дни снежный покров в угодьях покрывается густой сеткой затвердевших снегоходных следов, и она в течении зимы регулярно возобновляется после каждого снегопада, в иной конфигурации.

Мы знаем притертый, погруженный, поверхностный, насты, по разному разным видам животных, затрудняют жизнедеятельность. К февралю 2012 года, в нашем хозяйстве, естественный снежный покров состоялся рыхлым, без какого-либо наста, глубиной не более 40 см. Так в рамках ЗМУ и доложили. Правду мы в отчет внесли или ложь? Кто-то в состоянии подсчитать какую долю покрывают «искусственные» насты в общей площади хозяйства? Однако, благоприятных, по «снеговому» показателю зим, теперь видимо не бывает вовсе.

Подавляющее большинство снегоходчиков просто катаются. В смысле, вот таким способом природу… «любят».

С появлением первых проталин снегоходчики, до следующей зимы, пересаживаются, «просто кататься», на квадроциклы и кроссовые мотоциклы. Я, эти три вида АТС, выделяю только потому, что для них вообще никакая, даже мнимая, дорога не нужна. Ну объясните мне, почему по газонам ездить нельзя, а в лесу можно везде? На газонах бурьян в основном, а на любой лесной полянке, между прочим, может оказаться последняя в округе особь редкого растения. Что, невероятно? А что произойдет, если хотя бы раз-два вспугнуть с кладки глухарку или тетерку? А что случится с детенышами любых видов зверей или птиц, если их днем принудить покинуть укрытия? Механизм причинения вреда популяциям, просто гуляющим по лесу человеком, хорошо известен. Фактор беспокойства. «Моторизованные войска» причиняют беспокойство несравнимо интенсивней пешеходов и на больших площадях (более протяженных маршрутах).

Но интересно, кто и зачем сегодня бывает в лесу или на водоеме?

Рыболовов, которые действительно удят рыбу, а не тех, кто, например, пьет пиво и у них удочка с собой есть, больше не стало. Другое дело, что среди них не осталось пешеходов.

Охотников, не браконьеров, именно на охоте, и 10, и 20, и 30 лет назад было столько же, как и сегодня. Легко проверить по корешкам сезонных путевок. Но все сейчас на технике.

Ягодников, как и различных ягод, стало значительно меньше. Оставшиеся энтузиасты на любимые полянки ездят на машинах.

Грибников, за счет использования транспорта, в целом стало больше. Количество их колеблется по годам и сезонам, в зависимости от урожайности тех или иных грибов. После того, как «пройдет слух», на угодья обрушивается «бронетанковая» армада.

Количество людей в природных ландшафтах, по сравнению с моими «картинами» сорокалетней давности, в разы выросло за счет моторизованных ПИКНИКистов, всякого рода «просто катающихся», «любующихся» и т.п. Таким образом, в вышеизложенных негативных процессах охотники и рыболовы от остальных групп граждан никак не отличаются. Что касается конкретно рыбной ловли и охоты, это отдельная тема.

Мы знаем, правонарушения в сфере охоты и любительского рыболовства отличаются высокой латентностью. Вполне очевидно, автомобиль еще усиливает скрытность (как следствие - безнаказанность) за счет обеспечения скоротечности браконьерских действий.

Одно дело за несколько километров притащить сети, лодку и т.п. на «горбу», другое доставить к водоему на машине. Так и действуют: привозят вечером на берег человека с запрещенными снастями, дожидаются в сторонке пока он поставит сети, увозят (как вариант, охранять заночуют - «жулье кругом, как бы не обокрали»), утром кучей вырванные сети с уловом, скомканная лодка, за минуты грузятся в багажник авто. Все! Привет! Личный автомобиль, вот основная причина нынешнего массового рыболовного браконьерства, не только уровень охраны.

Как сообщили редактору журнала «Рыбалка на Руси» В. Баловневу Смоленские госрыбинспекторы (газета «Рыбак Рыбака №5, 2012 г.), «…Мы не в состоянии даже снимать браконьерские сети…». В Башкирии охрана рыболовных угодий ухудшилась только в части лишения полномочий (в 2006 г. кажется) егерей местных ООиР и ликвидации общественного рыбнадзора при этих организациях. Государственных рыбинспекторов как было 30 лет назад полтора человека на республику, так и сейчас остается. То есть в этом компоненте не ухудшилась. В бассейнах, где правилами рыболовства запрещен лов сетными орудиями, следует запретить не только их сбыт гражданам, но и порядок их транспортировки установить надо. Ответьте мне, кто до сих пор умудрился не встретить на берегу «мудреца», у которого полный багажник сетей - «просто так» - или, который их- «только что нашел, вон там на помойке».

Первое, что мы сегодня слышим в сообщении о выявленных браконьерах: «была остановлена машина, в ней было обнаружено…». ГИБДД сейчас самый эффективный «охотнадзор». Так-то. (это уже потом, все эти случайные выявления громко объявляются «рейдами». Иногда, правда, егеря или охотоведы, по автомобильным же следам, добираются прямо до дома браконьера). Парадокс? Вряд ли. В нынешнее время уже ни одно, кажется, значительное браконьерство в сфере охоты не совершается иначе, как с применением автотранспорта. Оно и понятно. Мы знаем. Чтобы застрелить зверя из окна машины или «с седла» квадроцикла, затянуть лебедкой тушу лося в салон «буханки» или на прицеп любой легковушки, перекантовать лося, а тем более кабанчика или косулю, на сани снегохода и «улететь», требуются считанные минуты. (Пусть егерек на выстрел бежит). Но и с разрешением когда, даже тушу в лесу разделывают, всегда находятся «умники», где один сидит в машине, держит в руках разрешение, авторучку и ждет. И когда мясо (неразделанную тушу) домой везут, сидит, держит и ждет. (Поставить два крестика в разрешении, дело даже не секунды, меньше.) А если не «дождутся» никого, на следующий день с чистым разрешением (и совестью?) вновь на охоту.

(Лет 30 назад все лицензии на копытных в нашем охотхозяйстве были заготовительными. Поэтому тушу больше чем на 4 части не рубили. Из леса выносили на себе. Никто от этого не помер. Мне, как егерю, доводилось «горящие» лицензии в одиночку «закрывать». Тоже, кажется, до сих пор не подох).

Ограничения, предусмотренные (для охотников же только) п.53.1. приказа МПР РФ №512 от 16.11.10г. «Об утверждении правил охоты…» полагаю и недостаточными (Уже в СМИ «торговля» по поводу лукавых «доездов до места охоты», «обрезании кварталов», «расстановок номеров», «забросов загонщиков» и т.п.), и, в существующей обстановке, невыполнимыми. Нарушители правил охоты (и рыболовства) выгодно «растворяются» в большей по числу массе «автофигурантов» темы, не охотников (не рыболовов).

(Председатель Октябрьского ГООиР Ф.М. Хабибов, в мае 2011г., «перехватил» в лесу гражданина на кроссовом мотоцикле, который гонялся за лосихой с лосенком (В МАЕ!), чтобы сфотографировать (!?)- «Ну и че? Нельзя что ли? Я же их не убиваю». А мы задумаемся: сколько надо егерских и охотоведских ног и рук, чтобы каждое «колесо» догнать и «пощупать»?).

Правила пишутся для законопослушных. Скажите, как «обезоружить» браконьеров?.

Мы живем в самой большой по площади стране, со слишком разными касаемыми излагаемой теме элементами. Поэтому какого-то единого правила в ФЗ «Об охоте…» вполне логично может и не быть. В законе должна быть предусмотрена ОБЯЗАННОСТЬ региональных властей разработать соответствующие принципы. Продвинуть эту идею до логического завершения святая обязанность «Росохотрыболовсоюза». Все остальное задача региональных обществ, в моем случае «Башохотрыболовсоюза», в том числе и побудить к действию «Росохотрыболовсоюз».

Никто, как городские (районные) ООиР (другие охотпользователи тоже) в полной мере знают, кто, как, куда, на чем и зачем, ездят по их охотхозяйству. Поэтому именно местное общество должно иметь право подготовить своеобразный ПРОЕКТ урегулирования «транспортного потока» в своем хозяйстве. Правительство или глава региона своим постановлением (Указом), в установленной специально процедуре, узаконивает данный документ («Регламент»? «Порядок»? «Правила»?). Таким образом он становится обязательным к исполнению всеми гражданами и организациями. Следовательно, должна возникать и ответственность за нарушение изложенных требований. То есть, в региональный адмкодекс необходимо внести дополнение на предмет, ну скажем, «умышленного негативного воздействия на биотопы и биоценоз посредством автотранспорта». А на основе презумпции знания.

В качестве иллюстрации привожу карту-схему Октябрьского охотхозяйства (это запад Башкортостана) с отображенной красным цветом квартальной «сеткой». Я не знаю, как она будет выглядеть на странице СМИ, поэтому напоминаю: протяженность стороны лесохозяйственного квартала составляет, в основном, 1 км. В цветном варианте, черными линиями, на карте отображены дороги, но только те, которые с полным основанием можно назвать дорогами общего пользования. Они насыпные, с твердым покрытием и т.д. Мы видим, если оставить свой автомобиль на обочине такой дороги или в населенном пункте, то любая интересующая точка хозяйства оказывается в шаговой доступности, буквально. Следует запретить всем гражданам, на любом виде автотранспорта, съезжать с этих дорог на прилегающие территории. Все рассуждения об ущемлении права на свободу передвижения или на свободу пользования продуктом технического прогресса, от лукавого.

Понятно, если отобразить все дороги, по которым, скажем, летом, сможет проехать, например, «копейка», о «ниве» помолчим, то карта на «квадрат Малевича» походить станет. Однако, эти грунтовые дороги, либо стихийные, т.е. незаконные, либо специального назначения.

На территории Октябрьского охотхозяйства расположено значительное число объектов нефтедобычи, ряд транзитных продуктопроводов и ЛЭП. Эти объекты постоянного месторасположения и обслуживаются соответствующими предприятиями при помощи авто и автотракторной техники. У этих организаций, как мне известно, свои карты-схемы есть. Как бы там ни было, следует законодательно обязать подобные промышленные предприятия: 1. –Иметь карту-схему с указанием своих объектов с относящейся к ним сетью дорог: 2 – Предоставлять свою карту-схему местному охотпользователю для согласования вышеупомянутого «проекта». Ограничением для этой категории правообладателей должен быть запрет на выезд за пределы своих объектов и дорог. Все это в полной мере, помоему, применимо и к сельхозпредприятиям.

Лица, осуществляющие хозяйственную деятельность индивидуально (пчеловоды, заготовители сена или древесины и т.п.) действуют как известно, на основании разового, либо кратко или долгосрочного разрешения. Следует законодательно обязать структуру уполномоченную выдавать подобные разрешения одновременно определять путь подъезда к объекту деятельности, в виде схемы, от ближайшего населенного пункта или дороги общего пользования. Ограничением для этой категории правообладателей должен быть запрет на выезд за пределы своей дороги и объекта и обязательный учет сезонности деятельности.

Любители снегоходов, квадроциклов, автомобилей повышенной проходимости, лесных автопрогулок… Мы ни в коем случае не можем не учитывать спортивную, туристическую, рекреационную составляющие этих явлений. Здесь абсолютные запреты были бы глупостью, и реальным нарушением прав граждан. В той или иной степени эти потребности обеспечиваются городской спортивной инфраструктурой и сетью дорог общего пользования в охотхозяйстве, но, я полагаю, всегда возможно разработать спортивно-туристический, обозначенный определенными знаками, маршрут по хозяйству, с обязательным учетом интересов охраны животного мира. Он, видимо, должен получить статус «общего пользования», но выезд за его пределы – нарушение.

Особая категория лесники. На площади в 41.2 тыс.га. Октябрьского охотхозяйства, к примеру, располагается, частично или полностью, 4 лесничества. По нынешним временам, (дореформировались), едва ли 15 человек наберется. В любом случае понятно, штатные работники, в лесохозяйственных целях, передвигаются в пределах своих лесничеств без ограничений. (Безусловно, лесники должны обладать полномочиями по охране природы в самом широком спектре). Разумеется, все изложенное в этом абзаце полностью относится к штатным работникам охотобществ (охотхозяйств). В моем случае – 5 человек.

Действуя по такой, примерно, схеме, нам удастся, как мне представляется, предельно возможно минимизировать автоагрессию на угодья. Однако, я думаю никто не должен быть обязан вводить в своем хозяйстве подобные ограничения. Вполне вероятно, что где-то это может привести к неравномерному, нерациональному, на каких-то участках чрезмерному пользованию. Поэтому это может быть только безусловным, неотклонимым правом местного охотобщества.

Гусеничные УАЗы, Нивы, другие легковушки (еще более агрессивная, чем колесная, техника), сегодняшняя реальность. Завтра, по нашей вышеупомянутой «практике», они уже массово станут терзать нашу землю. ЗЕМЛЯ, категория нравственная, над ней нельзя глумиться.