96 подписчиков

Художник Гавриил Яковлев

162 прочитали

Я уже писала, что творчество художников после их смерти забывают, и порой проходят столетия, прежде чем их имена всплывут из темноты небытия.

Так было с русским художником Гавриилом Ивановичем Яковлевым. Он родился в 1819 году в Чухломском уезде Костромской губернии. Для меня сочетание Чухломского уезда с фамилией Яковлев и отчеством Иванович является основанием проверить, а не приходится ли он каким-то ещё одним незаконным сыном отцу Герцена — ведь четыре брата Яковлевы наделали множество незаконных детей, и всех не счесть, а законных у них не родилось.

Но никаких иный сведениях о происхождении Гавриила Яковлева пока больше не выявлено. Об его родителях нет упоминаний, но известно, что еще в детстве он был записан в мещанское сословие в Санкт-Петербурге.

Обучался в 1830-е годы в Императорской Академии художеств в качестве постороннего ученика. Такими посторонними учениками были художники и пенсионеры Общества поощрения художников. Они проходили курс обучения, как и ученики Академии, но при получении золотой медали в окончание имели право на звание художника и заграничное пенсионерство за счёт Общества поощрения художников, а не за счёт Кабинета Его императорского величества.

Гавриил Яковлев стал вольным художником в 1839 году. Его выпускной работой был «Портрет старика».

Гавриил Иванович Яковлев. Портрет неизвестного купца с тростью. 1857 год. Холст, масло. Размеры 81 х 64 см. Из собрания Исторического музея.
Гавриил Иванович Яковлев. Портрет неизвестного купца с тростью. 1857 год. Холст, масло. Размеры 81 х 64 см. Из собрания Исторического музея.

С 1842 по 1846 годы Яковлев служил учителем рисования и черчения во Владимирском уездном училище. Женился на купеческой дочери Елизавете Ивановне, урождённой Степановой.

После 1846 года Яковлев поселился в Петербурге и стал заниматься портретной живописью на заказ — он был портретным художником до конца своей жизни в 1862 году.

Яковлев Гавриил Иванович. Портрет Елизаветы Александровны Пушкиной, урожденной Загряжской. 1847 год. Холст, масло. Из собрания Института русской литературы (Пушкинский дом). Это портрет жены Льва Сергеевича Пушкина, брата поэта.
Яковлев Гавриил Иванович. Портрет Елизаветы Александровны Пушкиной, урожденной Загряжской. 1847 год. Холст, масло. Из собрания Института русской литературы (Пушкинский дом). Это портрет жены Льва Сергеевича Пушкина, брата поэта.

В 1853 году получил звание Академика портретной живописи за портрет профессора Федора Бруни. Яковлев зарекомендовал себя как мастер семейных портретов. Он имел много заказов в Петербурге, и это удивительно, поскольку заказчиками его портретов были люди обеспеченные! Художник, работавший около двух десятилетий, оставил немалое художественное наследие.

Яковлев писал парные портреты. Ярким примером являются портреты супругов Теляковских:

Яковлев Гавриил Иванович. Портрет военного инженера генерал-лейтенанта Аркадия Захарьевича Теляковского. 1848 год. Холст, масло. Размеры 89,8 х 71,5 см. Из собрания Государственного Эрмитажа. Парный к портрету его жены.
Яковлев Гавриил Иванович. Портрет военного инженера генерал-лейтенанта Аркадия Захарьевича Теляковского. 1848 год. Холст, масло. Размеры 89,8 х 71,5 см. Из собрания Государственного Эрмитажа. Парный к портрету его жены.
Теляковский Аркадий Захарович (1806–1891) — генерал-лейтенант, военный инженер, учёный-фортификатор; участник русско-турецкой войны 1828–1829; автор первого русского труда «Фортификация». Читал лекции по фортификации в Пажеском корпусе, в школе гвардейских прапорщиков и в кадетских корпусах. В 1863–1865 — председатель технического комитета Главного инженерного управления.
Яковлев Гавриил Иванович. Портрет Юлии Васильевны Теляковской, урожденной Каншиной. 1848 год. Холст, масло. Размеры 89,4 х 71,3 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Яковлев Гавриил Иванович. Портрет Юлии Васильевны Теляковской, урожденной Каншиной. 1848 год. Холст, масло. Размеры 89,4 х 71,3 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Теляковская (урождённая Каншина) Юлия Васильевна (?—после 1888) — дочь помещика рязанской губернии коллежского регистратора Василия Семёновича Каншина; жена (с 1838) Аркадия Захаровича Теляковского (1806–1891).

Привлекают внимание украшения на руках Юлии Васильевны, среди них золотой браслет, в который вставлен миниатюрный портрет ее мужа.

Увеличенный фрагмент портрета Юлии Васильевны Теляковской.
Увеличенный фрагмент портрета Юлии Васильевны Теляковской.

Парные портреты супругов Теляковских поступили в Государственный Эрмитаж в 1966 году после покупки у М. Н. Ветошниковой. Владельческая легенда приписывала их кисти Гавриила Яковлева, но кроме этой легенды ничто не указывало на авторство. Исследования подтвердили авторство.

Причёска, платье и костюм супругов соответствовали концу 1840-х годов. Время создания портретов было подтверждено дальнейшими исследованиями. Брак Теляковские заключили в 1838 году, а в честь десятилетнего юбилея они ездили в поездку за границу. Это отражено на портретах — образу Юлии Васильевны фоном служит морской итальянизированный пейзаж, а у ее супруга — картина с античными руинами.

На этом основании датировка портретов привязана к их заграничной поездке и семейному юбилею. Правда в 1888 году супруги отпраздновали уже полувековой юбилей.

Портреты Теляковских отличаются явным старательным позированием и напряженными позами своих моделей. Эта черта была характерна всему портретному творчеству Яковлева. Она несколько сгладилась со временем, но не исчезла.

Яковлев Гавриил Иванович. Портрет фрейлины А.П. Александровой. 1855 год. Холст, масло. Размеры 85,2 х 67,5 см (овал). Из собрания музея в Архангельске.
Яковлев Гавриил Иванович. Портрет фрейлины А.П. Александровой. 1855 год. Холст, масло. Размеры 85,2 х 67,5 см (овал). Из собрания музея в Архангельске.
Александра Павловна Александрова, в замужестве с 13 апреля 1858 года княгиня Львова, дочь генерал-лейтенанта Павла Константиновича Александрова. Александров считался незаконнорожденным сыном великого князя Константина Павловича, а матерью его была любовница великого князя Жозефина Фредерикс. Но есть сведения, что великий князь Константин Павлович не мог иметь детей. Была замужем за флигель-адъютантом (впоследствии шталмейстером) князем Дмитрием Александровичем Львовым (1833—1874), известным щеголем, который сошёл с ума. По отзывам современника С.М. Загоскина, в молодости была милой и доброй девицей, но слишком болтливой, чем напоминала свою матушку — Анну Александровну, урожденную княжну Щербатову, «имевшую прелестное лицо, но ни капли ума». Внешне княгиня Львова была довольно красивая, но чересчур полная.

Возможно, подобный образный строй портретов Яковлева отражает личность самого художника, трудолюбивого и старательного, относящегося к своему призвании не столько как к творчеству, сколько как к приносящему доход ремеслу. А может быть, таков был собственный эстетический стиль мастера.

С технической точки зрения Яковлев владеет мастерством безукоризненно; его работа являет собой образец классической живописи с последовательными этапами нанесения красочных слоёв: от подмалевка до последних уточняющих мазков.

Яковлев Гавриил Иванович. Портрет А.А. Мейснер. Начало 1850-х годов. Холст, масло. Размеры 106 х 83,5 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Яковлев Гавриил Иванович. Портрет А.А. Мейснер. Начало 1850-х годов. Холст, масло. Размеры 106 х 83,5 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Мейснер Александра Александровна, урождённая Сапожникова (1815–1868) — купчиха; жена купца Эвальда Ивановича Мейснера (1804–1871).

Поскольку портреты эти предназначались для семьи, они не выставлялись на выставках и в музеях. По этой причине большое количество работ Яковлева не было известно искусствоведам. Он оставался известен как художник, безвозмездно трудившийся пять лет над украшением монастырского храм в Санкт-Петербургском Воскресенском (Новодевичьем) монастыре, где он одновременно обучал сестер живописи. За это в сентябре 1861 года по ходатайству Санкт-Петербургского епархиального начальства он был представлен к награде орденом св. Станислава 3-й степени.

Портретную живопись этого замечательного художника как бы открыли заново лишь в конце XX века. Заслуга раскрытия его творчества принадлежит заведующей отделом технологических исследований Государственного Русского музея Санкт-Петербурга Светлане Викторовне Римской-Корсаковой.

Яковлев Гавриил Иванович. Портрет неизвестной. Конец 1850 годов. Холст, масло. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Яковлев Гавриил Иванович. Портрет неизвестной. Конец 1850 годов. Холст, масло. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Атрибуция этого портрета была выполнена на основе стилистического анализа и исследования картины в инфра-красной области спектра Ю.Ю. Гудыменко, куратором русской живописи Государственного Эрмитажа в 2016 году. Костюм и прическа неизвестной, по мнению Ю.В. Плотниковой, позволяют датировать картину концом 1850-х годов.

В собрании живописи Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа в настоящее время хранится несколько сотен работ, авторы и герои которых не определены. На основе стилистического анализа и исследований картин с помощью инфра-красной области спектра было изучено несколько работ Гавриила Яковлева. Это позволило собрать характерные черты работы мастера.

Яковлев работал настолько по-ученически правильно, старательно и традиционно, что важный критерий в стилистической атрибуции — индивидуальность почерка — оказывался как бы незаметен, смазан. В то же время портреты работы Яковлева очень похожи между собой в образном плане. Это позволяет узнавать их среди произведений других безымянных мастеров. При детальном исследовании находятся и схожие черты в технике написания картин.

Для написания портрета ему необходимо было выполнить тщательно разработанный подготовительный рисунок, который затем в своих основных контурах переносился на загрунтованный холст. Этот подготовительный контурный рисунок был обнаружен на всех работах Яковлева.

Потом этот рисунок дорабатывался художником: уточнялся, детализировался и благодаря штриховке получал дополнительный объем. Характер рисунка — скруглённый, напоминает ученические работы с изображением гипсовых слепков.

Гавриил Иванович Яковлев. Портрет Екатерины Николаевны Волоцкой (урожденной Зубовой,) Конец 1850-х годов. Холст, масло. Размеры 110,0 х 88,5 см (овал). Из собрания Государственного Эрмитажа.
Гавриил Иванович Яковлев. Портрет Екатерины Николаевны Волоцкой (урожденной Зубовой,) Конец 1850-х годов. Холст, масло. Размеры 110,0 х 88,5 см (овал). Из собрания Государственного Эрмитажа.
Волоцкая Екатерина Николаевна (не ранее 1839–1919) — дочь Николая Николаевича Зубова (1792–1843) и Павлы Васильевны Одинцовой (1814–1876), жена Александра Владимировича Волоцкого (1827–1898), от которого имела двоих детей. Муж был слабоумным, и дочь Екатерина (по первому браку Фролова, по второму – светлейшая княгиня Имеретинская), по преданию, родилась от камергера Александра Александровича Боровкова (?–1887), который не был женат. Поскольку брак Н. Н. Зубова и П. В. Одинцовой состоялся в 1839 году, то год рождения Екатерины Николаевны может быть определён не ранее этой даты. Если предположить, что она родилась около 1840 года, то датировку портрета по костюму и прическе следует отнести на конец 1850-х годов.

Этот женский портрет оставался портретом неизвестного художника до 2014 года. По своему образному строю он мало напоминал картины этого мастера портрета. Чтобы уточнить, кто изображён на портрете, была изучена история его бытования. Картина была записана в инвентарную опись Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа как «Портрет молодой Е. Н. Волоцкой». Уточнить имя героини портрета позволило архивное дело «Опись и переписка о поступлении художественных вещей, принадлежащих Е. Н. Волоцкой, в Отдел охраны, учёта и регистрации памятников искусств и старины и передача последних в Русский музей».

Фрагмент портрета Е.Н. Волоцкой.
Фрагмент портрета Е.Н. Волоцкой.

В архивном деле имеются: просьба Екатерины Николаевны Волоцкой от 19 ноября 1918 года о выдаче ей охранного свидетельства о взятии на учёт вещей из её квартиры по адресу Офицерская ул., д. 53, кв. 3, описи всех вещей, имеющих художественное значение и справка о том, что к 1921 году Екатерина Николаевна Волоцкая умерла, и вещи её перешли к дочери Екатерине Александровне Имеретинской. В Описи портрет был записан с указанием авторства: «20. Дамский портрет Е. Н. Волоцкой раб[оты] худ[ожника] Яковлева»

Последующие исследования портрета с помощью инфра-красной области спектра подтвердили наличие подготовительный рисунок: слегка скруглённый, с деталями, характерными для работ Яковлева. Это полностью подтвердило его авторство портрета Екатерины Николаевны Волоцкой.

Гавриил Яковлев скончался в Санкт-Петербурге 1-го июля 1862 года. Благодарные монахини Воскресенского Новодевичьего монастыря погребли его тело на монастырском кладбище.

#яковлев #живопись #эрмитаж