Почему Гоголя огорчил успех «Ревизора», и он отказался от прав на свою комедию

214 прочитали
Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

В 1835 г. молодой писатель Николай Гоголь пожаловался Пушкину в письме, что «ум и желудок его голодают» и попросил подсказать какой-нибудь «русский чисто анекдот» для сюжета комедии. Пушкин помог советом Гоголю, который преподавал за скудное жалование историю в университете. По словам Гоголя, Пушкин подсказал не столько сюжет, сколько суть будущей пьесы.

Сам сюжет был распространенным явлением российской действительности. О мошенниках, выдающих себя в провинции за важных чиновников из столицы, писали в газетах. Самого Пушкина, предпринявшего поездку по Поволжью и Уралу в поисках сведений для «Истории Пугачевского бунта», оренбургский губернатор и его подчиненные считали человеком, выполнявшим тайное поручение Николая I.

Сам Гоголь в конце лета 1835 г. по пути из Полтавы в Петербург вместе с писателем А. Данилевским и товарищем по лицею И. Пащенко, побывал в схожих ситуациях. Чтобы избежать задержек в пути, они разыгрывали смотрителей почтовых станций. Пащенко, выезжавший заранее, намекал станционным служащим о прибывающих вскоре важных чиновниках. Появлявшихся на станции Гоголя с Данилевским встречали с почтением, лошадей подавали без проволочек.

Над созданием пьесы Гоголь работал с конца осени 1835 г. до начала весны 1836 г. Идеей пьесы было «собрать все дурное в России» и в комедии разом все это высмеять. Собранные в «одну кучу» общественные пороки, такие как коррупция, казнокрадство, злоупотребления властью не были открытием. Гоголь не только высмеял, но раскрыл глубинные истоки этих общеизвестных явлений, разлагающих общество. Цензурой пьеса была запрещена. В. Жуковский передал рукопись Николаю I, который ее одобрил. Цензура вынуждена была снять запрет.

Премьера состоялась 19 апреля 1836 г. на сцене петербургского Александрийского театра, пьеса никого не оставила равнодушным. Комедию о коррумпированных чиновниках критиковали, бранили или восхваляли. Многим запомнилась реплика Николая I после премьеры: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!». В Москве комедию впервые поставили в Малом театре 25 мая 1836 г., на эту постановку Гоголь уже не приехал. После премьеры в Петербурге Гоголь покинул Россию и поселился в Риме.

Пьеса имела успех, спектакли давались почти ежедневно и приносили солидную прибыль. Но Гоголя огорчил аншлаг пьесы, он охладел к своему творению и записал: «Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто не мое». Дирекция императорских театров выкупила за 2500 рублей у писателя права на комедию, деньги в то время приличные. Но Гоголь утратил доходы от сборов за спектакли, которых ему хватило бы на безбедную жизнь до конца своих дней.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Гоголь, разочарованный успехом пьесы у зрителей, считал, что публика не поняла сути его творческого замысла. Комедию о человеческих пороках превратили в карикатуру, поставили как водевиль или фарс. Он был огорчен, что в постановке на первый план вышли комические ситуации, и не была раскрыта основная идея. Драматург ждал не художественного успеха и громких аплодисментов, а вдумчивого проникновения в духовный смысл комедии.

«Ревизор» был новаторской пьесой в истории драматургии. Впервые не было традиционного счастливого комедийного конца, который заменила странная «немая сцена»; действующие лица не делились на хороших и плохих. Все персонажи пьесы были отрицательными, но они представляли из себя не отменных злодеев, а обыкновенных людей.

Причиной всех злодеяний Гоголь считал «пошлость пошлого человека», т.е. высококонцентрированную пошлость обывателей, живущих по искаженным нравственным законам. Пошлость для Гоголя была религиозным понятием: это извращение и оскудение нравов, ничтожность и пустота души. Персонажи «Ревизора», игнорирующие Божьи заповеди, безнадежно духовно пусты и абсолютно пошлы.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Взять хотя бы своеобразное отношение к вере у городничего. Как «истинный христианин» Сквозник-Дмухановский посещает церковь, верит в Бога, но по-своему. Напуганный приездом ревизора, он обращается к Всевышнему, но не с молитвой, а с заманчивым, как ему кажется, предложением. За сокрытие своих делишек он обещает поставить огромных размеров свечку, для которой заставит купцов привезти воску по три пуда.

В его «молитве» просматриваются три должностных преступления: взятка в виде свечки вышестоящему лицу, т.е. Богу, вымогательство у купцов воска для дачи этой взятки, и попытка облапошить Бога так, как удалось ему провести трех губернаторов. Городничий по долгу службы обязан был следить за соблюдением законов и порядка в городе, но он главный нарушитель законности, опытный и хитрый мошенник. Остальные чиновники – жалкие подобия своего градоначальника. Размеры злоупотреблений чиновников диктовались неписанным правилом: «Брать по чину».

Почтенные чины города по своей сути оборотни, их служба не приносит пользу обществу, а необходима для извлечения личной выгоды. Провинциальный город N, «на улицах которого кабак, нечистота», представляет собой ужасающую картину нравов и обычаев. Чиновники оправдывают повсеместные злоупотребления и взятки, считая их явлением обыденным и привычным. Ведь у каждого «грешки» водятся, значит «так уж самим Богом устроено». Грех стал естественным состоянием души и нормой.

Гоголь полагал, что пошлые помыслы и аморальные поступки являются порождением богоотступничества и принятием человеком проявлений нечистой силы, упоминание о которой встречается в репликах чиновников 42 раза! Дух «лукавого», «сатаны», «дьявола», «чёрта», «беса» незримо овладевает душами чиновников, провоцирует на воровство и мздоимство, вселяет панический страх, ослепляет глаза, лишает здравого ума, заставляет верить небылицам.

Городских пустословов и сплетников Бобчинского и Добчинского черт попутал рассказать слух о чиновнике из столицы, черт дернул всех поверить нелепице. Перед предстоящим замужеством дочери с человеком, который показался проявлением высшей чиновничьей силы, ослепленный городничий восклицает: «С каким дьяволом породнились!» Вскрывший письмо Хлестакова почтмейстер оправдывался, что ему словно «бес какой» в ухо шептал, а о Хлестакове сделает вывод: «Ни то, ни се, черт знает, что такое!».

Хлестаков невольно сопоставляется с образом антихриста, самого значительного самозванца финала истории человечества. Мнимый ревизор, появившийся в подходящей для него среде морального разложения и абсолютной пошлости, представляет собой лицо «фантасмагорическое», «олицетворенный обман». Масштаб личности пустышки Хлестакова чиновники сами из-за собственного страха непомерно раздувают, превращая его в своих фантазиях в крупного чиновника, влиятельного вельможу. Бессмысленный бред Хлестакова о своей петербургской жизни заставляет их поверить, что перед ними личность с нечеловеческими возможностями.

В финале комедии полная трагедийности «немая сцена», изображающая онемевших от ужаса, застывших в нелепых позах чиновников при известии о прибытии настоящего ревизора. Но на сцене представляющий власть ревизор не появился. Для зрителя реальный ревизор остался невидимым.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Гоголь в замечаниях к господам актерам подробно описал позы и мимику персонажей в немой сцене, для которых приводил в пример фигуры людей, изображенных на полотне К. Брюллова «Последний день Помпеи». Актеры должны были показать беспомощные жесты и искаженные ужасом лица людей, пытающихся спастись от того, от чего скрыться невозможно. Поза городничего должна была напоминать соляной столб, в который превратилась жена библейского праведника Лота, нарушившая запрет и оглянувшаяся на Содом и Гоморру, уничтоженные небесным огнем. Городничий – отъявленный грешник, превративший свой город в подобие испепеленных библейских городов, погрузившихся в бездну порока и разврата. Неподвижные фигуры чиновников – образы мертвых душ, убитых грехом.

Гоголь хотел показать, что в финале жизни «наши действия ревизовать» будет тот, «кого ничем не подкупишь». Следует бояться не наказания власти, а возмездия последней инстанции и высшего судьи, перед которым придется держать ответ. Страх перед Всевышним ревизором символизирует финальная сцена.

Благодарю за прочтение, лайк и комментарий