Найти тему
Genesis family

55 лет группы Genesis. Дэрил Стёрмер (1978) [ч.35]

Оглавление

Стив ушёл, новый альбом записан. Группа предпринимает амбициозную попытку за год завоевать американский рынок, но перед этим надо быстро найти концертного гитариста. Где его искать? Правильно. В Америке.

Майк Резерфорд

Турне в поддержку нового альбома And Then There Were Three приближалось. С нами был Честер, но нам нужен был для концертов еще один гитарист. Я сомневался в том, что Тони и Фил будут спорить с тем, что американские сессионщики на голову выше английских. Там мастера. Даже парни, играющие в баре Holiday Inn, и те имеют свои фишки! В Америке очень много сильных музыкантов, с Англией они не сравнятся. Конечно, у нас тоже было полно исполнителей такого же калибра, и мы вполне могли устроить прослушивание в Британии, но в эти времена Англия переживала Sex Pistols. Не зря они появились именно у нас. Если бы они появились в Штатах, то обладали бы хоть какой-то техникой.

В общем, чтобы найти гитариста, я полетел в США. Мы определили конкретный срок, поскольку через пару месяцев уже должен был начаться тур. Первым кандидатом был Альфонсо Джонсон из Weather Report. Тогда мы еще размышляли, что лучше – бас-гитарист, гитарист или тот, кто мог играть на обоих инструментах и, если что, чередовать их. Альфонсо – приятный парень, но всё же он бас-гитарист, который чуть-чуть играл на гитаре, а не наоборот. Нам же нужен был гитарист, который мог бы играть на басу.

Альфонсо Джонсон

-2

Их гитарные партии, конечно, очень требовательные. Но было еще кое-что: я бы всё же предпочел больше играть на гитаре, чем на басу. Я не настолько хороший гитарист… одно дело - сидеть в наушниках и микрофоном в студии. Но двигаться и играть на гитаре так, как им нужно, я не мог... В итоге Майк сказал: «Короче, ничего не выйдет. Можешь кого-нибудь посоветовать?». Поэтому я и сказал ему позвонить Дэрилу Стермеру. Я знал, что для выступлений на концертах он идеально им подойдет, и я знал, что ныне он был разочарован своей ролью в группе Жана-Люка Понти.

Тони Бэнкс

Преимуществом Альфонсо было то, что он уже играл с Честером в Weather Report. Будучи бас-гитаристом, он мог бы освободить от этой роли Майка, дабы тот больше играл на гитаре. Но Джонсон сам себя гитаристом не считал, он полагал, что не справится, а потому порекомендовал послушать Дэрила Стермера.

Дэрил Стёрмер

Я родился в Миллуоки, такой город посреди дороги, но мне он нравится. Я вернулся туда после того, как 5 лет жил в Лос-Анджелесе. Место, где было пиво, Джерри Ли Льюис, Либераче и Эл Жерро.

У меня была группа "Sweetbottom" с братом. И однажды мы приехали в Чикаго, чтобы глянуть концерт Фрэнка Заппы. Помню, мы зашли в магазин для барабанщиков - наш ударник Майк хотел купить палочки - а там стоял парень, тоже себе что-то искал. И вот Майк к нему подошел и спросил, не хочет ли тот пойти сегодня на концерт Фрэнка. На что парень оглянулся и ответил: "Я вообще-то играю в его группе". Это был Честер Томпсон.

Потом группа Фрэнка приехала в Милуоки, и мы его музыкантов пригласили к нам в клуб, где играла наша группа. Вскоре они к нам присоединились. И когда я слушал игру Честера - у меня волосы на руках дыбом стояли. Я, конечно, играл с разными хорошими музыкантами, но Честер - это другой уровень. Мы сразу начали взаимодействовать.

Честер Томпсон

Помню. Дэрил, еще молодой… 18 или 19 лет, но уже тогда он был невероятным музыкантом.

-3

Дэрил Стёрмер

После нескольких песен я хотел уйти со сцены, чтобы дать поиграть другим, но их клавишник Джордж Дюк меня остановил: "Нет, парень, будешь здесь". Для меня это даже лестно прозвучало, мне он как музыкант очень импонировал. Уже поздней, благодаря ему, я попал в группу Жана-Люка Понти - джазовый музыкант, который искал гитариста.

Два года мы с ним откатались на гастролях, и однажды в аэропорту я снова встретился с Честером, это опять было в Чикаго. У нас состоялся примерно такой диалог:

- О, Честер, как дела? Чем занимаешься?
- Да вот, приехал сюда с The Wiz.
- Серьезно?
- Ага. Но собираюсь играть с Genesis
- Чего??

Вообще о Genesis я знал не так много. Я как-то видел передачу по телеку, там был Питер Гэбриэл, Майк Лав из Beach Boys, Чарльз Ллойд, Джон Маклафин. У Питера посередине были выбриты волосы. И там показали клип c песней "Willow Farm", где Питер щеголял в костюме цветка. Я был гитаристом в стиле джаз-фьюжн и этот стиль мне был близок, а вся эта театральщина меня совсем не впечатляла. И когда Честер мне сказал, что хочет к ним присоединиться, я с удивлением подумал: "Он там что, тоже будет цветочные бутоны на голове таскать? Видно, хорошо платят..."

А потом я поговорил с Жаном-Люком Понти, и он мне сказал: "Да ты чего? Прекрасная группа! Обязательно их послушай". Тут же он включил песню "Squonk" и добавил: "Ох, мне бы хотелось их барабанщика использовать для нашей следующей программы". Я сижу, слушаю и понимаю, что... эй, а ведь очень здорово! Жан-Люк дал мне кассету, на одной стороне была A Trick of the Tail, а на другой - Wind & Wuthering, но не уверен, что там были все песни - у Genesis альбомы шли дольше 45 минут. Тем не менее, я был очень поражен услышанным. Мне очень нравились Procol Harum, Yes, King Crimson, а оркестровка Genesis меня просто восхитила. Поэтому... я очень хорошо понял выбор Честера.

Шло время, у нас с Понти наступил гастрольный перерыв. Как-то раз его тур-менеджер мне позвонил и сказал, что был звонок от представителей Genesis, мол, ищут гитариста и я им интересен. Для меня это прозвучало так, будто Жан-Люк больше во мне не заинтересован был.

Майк Резерфорд

Перед прослушиванием я очень волновался. Через неделю репетиции к туру, а у нас гитариста нет.

Дэрил Стёрмер

Прослушивание состоялось в Нью-Йорке. Я поначалу думал, что вся группа меня будет слушать. Они выслали песни, я их успел выучить. Договорились встретиться в 10 утра в студии SIR, однако я дал таксисту не точный адрес, в итоге рисковал опоздать на 5-10 минут. В силу моей пунктуальности для меня это уже слишком поздно. Начал паниковать: "Не хватало всё про...ть!" Я ворвался в студию, там сидел Майк с монитором, магнитофоном и доской для педалей. Он мне спокойно сказал: "Сейчас поставлю кассету, а ты подыграешь". Начал играть, дошел до половины песни, Майк её остановил: "Окей, давай следующую". Опять дошли до половины... опять остановил.

Мы с Майком сразу нашли общий язык. Хотя мне не всегда легко было его понять, да и до сих пор... Он просто быстро проговаривает слова, бубнит. И когда дошли до последней песни, он мне сказал, цитирую дословно: "В общем, ты единственный" - "В смысле? Я же не так много-то и показал". Дальше он сообщил, что позвонит в районе 5 часов в отель, так как ему надо было прослушать еще 4-5 человек. Ну а я опять разволновался. А вдруг кто-то будет лучше меня?"

Майк Резерфорд

Я прослушал нескольких парней. Пэт Тролл был очень хорош. Был еще Эллиот Рэндэлл, тоже отличный музыкант. Но... Я ему дал 4-5 песен, и когда мы дошли до "Squonk" он спросил: "Чего вы от меня хотите услышать? Кантри, фанк или что-то еще?" В принципе, навыки прекрасные. Но он не смог их применить в контексте группы. А Дэрил пришел и со всем сразу разобрался. Он прекрасно понимал нашу музыку. У него получилось то, чего не удалось Эллиоту, для него был лишь один способ играть «Squonk» - нужно играть ее прямолинейно, не нужно делать аккорды живыми.

У него прекрасная техника. Иногда порой его нужно было притормаживать, он играл невероятно быстро. Но для концертной энергетики - это было то, что надо. Более того... с той же технической точки зрения, Дэрил был лучше Стива. Думаю, сам Стив с этим согласился бы. Стёрмер - более естественный. Мне нравилось наблюдать, как он брал аккорды. Раньше от джаза я порой съеживался, а тут всё по-другому. Очень естественное звучание.

По поводу бормотания… Ни Дэрил, ни Честер никогда не могли разобрать, о чем я говорю. Будучи американцами, у них были проблемы со всеми нашими британскими акцентами.

У моего отца всегда было очень хорошее произношение, но в какой-то момент у меня развилось бормотание, которое, казалось, постепенно усиливалось с каждым годом. Оно есть до сих пор: просто мне кажется, что когда я говорю быстро, то могу больше высказать. Хотя ясное дело, что это не так, поскольку мне еще приходится минут 5 повторяться.

-4

Дэрил Стёрмер

Я вернулся в отель и тут же позвонил жене. "В общем, возможно, у меня будет концерт, но не уверен... Я привык играть в джаз-фьюжн, а в Genesis, боюсь, у меня уж совсем вторичная роль будет". На что она мне ответила: "Эй, ты о чем? Ты еще не в группе. А если будет концерт, просто возьми и сыграй".

Майк мне позвонил в 6: "Будем репетировать через неделю". Я даже удивился, что у группы так скоро репетиции, а гитариста всё ещё не было, но поздней Майк признался, что он был уверен, что в Америке они обязательно кого-то найдут. Мне дали список из 26 песен, а после Рождества я засел в комнате и учил по 5 песен в день.

Я появился на первой репетиции, однако на ней мы не сыграли ни одной ноты. Потом часто случалось, что парни вдруг уходили куда-то, мне даже интересно было, что происходит. А это у них называется "перерыв на чай". Мне они казались "зажатыми", но пару раз понаблюдав за происходящим во время обеда, понял, что никакой зажатости нет.

Тони Бэнкс

Майк прислал нам кассету с прослушивания. Конечно, Дэрил выделялся. Он работал с Жаном-Люком Понти, а учитывая, что и у Честера был опыт в джаз-роке, то нам показалось, что у них всё получится.

Мы были заинтригованы, узнав, что есть музыканты среди американских сессионщиков, которым, казалось, нравится наша музыка. Более того, мы удивились когда узнали, что им нравилось в ней то, что она неамериканская.

-5

Майк Резерфорд

Он просто не мог сфальшивить, сыграть не ту ноту. Ну, если только ему за неё отдельно заплатить. Но платили мы ему отнюдь не за это. Поэтому у него всё получилось очень хорошо.

Несмотря на то, что он американец, Дэрил – очень позитивный, радостный и имеет свое понимание английской музыки.

Игра Дэрила на гитаре – это как раз то, что я искал и ради чего я поехал в Америку. Повторюсь, в Штатах с техникой у американцев всё в порядке. Она лучшая. И пусть в плане композиторства они не особо оригинальны и современны (Clash никогда бы не появились в США), но мастерства у них было определенно больше.

Дэрил обладал удивительным техническим навыком. Иногда было важно немного его останавливать, потому что он играл невероятно быстро – хотя это отлично подходило под нашу концертную.

Тони Бэнкс

-6

Дэрил - удивительный музыкант, он мог сыграть абсолютно всё. Вместе с Честером они были для нас находкой. Дэрил мог всё подобрать на слух и очень быстро. Когда мы начали репетировать, он знал материал лучше нас. И нам постоянно приходилось спрашивать, мол, а как там дальше-то? И мы были уверены, что если уж на сцене что-то пойдет не так, то это уж точно будет не из-за Дэрила.

Майк Резерфорд

Следующий вопрос заключался в том, сможет ли Дэрил играть на бас-гитаре. При наличии хорошего басиста я, наконец-то, мог бы избавиться от 2-грифовой гитары. Но ответ был: нет, не совсем. Конечно, любой гитарист может взять бас и сыграть достаточно хорошо по нотам, чтобы песня хорошо зазвучала. А вот наоборот уже не получится.

Мне всегда нравился бас. У него есть одна проблема: играть на нем самому скучно. Как только Дэрил появился, я отдал ему на концертах роль Стива, в то время как сам продолжал играть на басу. Хотя на новых наших песнях я, как правило, играл партии лид-гитары. Новый материал мне был ближе, он был частью меня. Дэрилу потребовалось около 5 лет, чтобы стать очень хорошим басистом: в первые 4 года он играл правильные ноты, но без грува.

Дэрил Стермер

-7

Поначалу я взялся за работу не охотно. Я думал: «Рано или поздно я выберу другой путь, но сейчас я просто попробую». После репетиций я уже размышлял по-другому: «Всё замечательно. Мне удаётся разучить множество новых звуков». При этом поначалу не всё получалось, но я всё же верил в себя. Мне просто нужно было время - и всё.

На первом своем концерте я увидел плакат, на котором прочел: «Стиви Хакетт». Я не думаю, что публика знала, что я - не он. Потом, когда парни меня представили, плакат исчез.

У меня никогда не было тяжелых времен, но я их ждал. У Стива определенно были последователи его стиля игры. Говорили, что я пытаюсь копировать некоторые его партии, но они были неотъемлемой частью песен. Впрочем там были и места, где у меня была свобода. Какие-то фрагменты я копировал, где-то вкладывал свои риффы. Всё-таки что-то из прошлого материала уже устарело.

Поздней я отправился с Филом глянуть сольный концерт Стива Хакетта в Рокси, в Лос-Анджелесе. Сам я с ним знаком никогда не был, но было любопытно увидеть его новую группу. Признаюсь, чутка выпил. И вдруг ко мне кто-то подходит и говорит: «Дэрил Стермер? Вы мой второй любимый в мире гитарист!». Я подумал: «О, замечательно. Маклафлин, судя по всему, первый». Нет, конечно, первым для него был Стив Хакетт. Крайне забавно!

С Филом мне было проще всего сойтись. Я его вообще всегда лучше понимал. Он будто на 40 процентов американец! Майка я узнал чуть позже, поскольку мы с ним вплотную работали на репетициях. Тони - довольно тихий человек, но у меня не было с ним дискомфорта. Хорошо узнать его - это был лишь вопрос времени.

To be continued...