Стив ушёл, новый альбом записан. Группа предпринимает амбициозную попытку за год завоевать американский рынок, но перед этим надо быстро найти концертного гитариста. Где его искать? Правильно. В Америке.
Майк Резерфорд
Турне в поддержку нового альбома And Then There Were Three приближалось. С нами был Честер, но нам нужен был для концертов еще один гитарист. Я сомневался в том, что Тони и Фил будут спорить с тем, что американские сессионщики на голову выше английских. Там мастера. Даже парни, играющие в баре Holiday Inn, и те имеют свои фишки! В Америке очень много сильных музыкантов, с Англией они не сравнятся. Конечно, у нас тоже было полно исполнителей такого же калибра, и мы вполне могли устроить прослушивание в Британии, но в эти времена Англия переживала Sex Pistols. Не зря они появились именно у нас. Если бы они появились в Штатах, то обладали бы хоть какой-то техникой.
В общем, чтобы найти гитариста, я полетел в США. Мы определили конкретный срок, поскольку через пару месяцев уже должен был начаться тур. Первым кандидатом был Альфонсо Джонсон из Weather Report. Тогда мы еще размышляли, что лучше – бас-гитарист, гитарист или тот, кто мог играть на обоих инструментах и, если что, чередовать их. Альфонсо – приятный парень, но всё же он бас-гитарист, который чуть-чуть играл на гитаре, а не наоборот. Нам же нужен был гитарист, который мог бы играть на басу.
Альфонсо Джонсон
Их гитарные партии, конечно, очень требовательные. Но было еще кое-что: я бы всё же предпочел больше играть на гитаре, чем на басу. Я не настолько хороший гитарист… одно дело - сидеть в наушниках и микрофоном в студии. Но двигаться и играть на гитаре так, как им нужно, я не мог... В итоге Майк сказал: «Короче, ничего не выйдет. Можешь кого-нибудь посоветовать?». Поэтому я и сказал ему позвонить Дэрилу Стермеру. Я знал, что для выступлений на концертах он идеально им подойдет, и я знал, что ныне он был разочарован своей ролью в группе Жана-Люка Понти.
Тони Бэнкс
Преимуществом Альфонсо было то, что он уже играл с Честером в Weather Report. Будучи бас-гитаристом, он мог бы освободить от этой роли Майка, дабы тот больше играл на гитаре. Но Джонсон сам себя гитаристом не считал, он полагал, что не справится, а потому порекомендовал послушать Дэрила Стермера.
Дэрил Стёрмер
Я родился в Миллуоки, такой город посреди дороги, но мне он нравится. Я вернулся туда после того, как 5 лет жил в Лос-Анджелесе. Место, где было пиво, Джерри Ли Льюис, Либераче и Эл Жерро.
У меня была группа "Sweetbottom" с братом. И однажды мы приехали в Чикаго, чтобы глянуть концерт Фрэнка Заппы. Помню, мы зашли в магазин для барабанщиков - наш ударник Майк хотел купить палочки - а там стоял парень, тоже себе что-то искал. И вот Майк к нему подошел и спросил, не хочет ли тот пойти сегодня на концерт Фрэнка. На что парень оглянулся и ответил: "Я вообще-то играю в его группе". Это был Честер Томпсон.
Потом группа Фрэнка приехала в Милуоки, и мы его музыкантов пригласили к нам в клуб, где играла наша группа. Вскоре они к нам присоединились. И когда я слушал игру Честера - у меня волосы на руках дыбом стояли. Я, конечно, играл с разными хорошими музыкантами, но Честер - это другой уровень. Мы сразу начали взаимодействовать.
Честер Томпсон
Помню. Дэрил, еще молодой… 18 или 19 лет, но уже тогда он был невероятным музыкантом.
Дэрил Стёрмер
После нескольких песен я хотел уйти со сцены, чтобы дать поиграть другим, но их клавишник Джордж Дюк меня остановил: "Нет, парень, будешь здесь". Для меня это даже лестно прозвучало, мне он как музыкант очень импонировал. Уже поздней, благодаря ему, я попал в группу Жана-Люка Понти - джазовый музыкант, который искал гитариста.
Два года мы с ним откатались на гастролях, и однажды в аэропорту я снова встретился с Честером, это опять было в Чикаго. У нас состоялся примерно такой диалог:
- О, Честер, как дела? Чем занимаешься?
- Да вот, приехал сюда с The Wiz.
- Серьезно?
- Ага. Но собираюсь играть с Genesis
- Чего??
Вообще о Genesis я знал не так много. Я как-то видел передачу по телеку, там был Питер Гэбриэл, Майк Лав из Beach Boys, Чарльз Ллойд, Джон Маклафин. У Питера посередине были выбриты волосы. И там показали клип c песней "Willow Farm", где Питер щеголял в костюме цветка. Я был гитаристом в стиле джаз-фьюжн и этот стиль мне был близок, а вся эта театральщина меня совсем не впечатляла. И когда Честер мне сказал, что хочет к ним присоединиться, я с удивлением подумал: "Он там что, тоже будет цветочные бутоны на голове таскать? Видно, хорошо платят..."
А потом я поговорил с Жаном-Люком Понти, и он мне сказал: "Да ты чего? Прекрасная группа! Обязательно их послушай". Тут же он включил песню "Squonk" и добавил: "Ох, мне бы хотелось их барабанщика использовать для нашей следующей программы". Я сижу, слушаю и понимаю, что... эй, а ведь очень здорово! Жан-Люк дал мне кассету, на одной стороне была A Trick of the Tail, а на другой - Wind & Wuthering, но не уверен, что там были все песни - у Genesis альбомы шли дольше 45 минут. Тем не менее, я был очень поражен услышанным. Мне очень нравились Procol Harum, Yes, King Crimson, а оркестровка Genesis меня просто восхитила. Поэтому... я очень хорошо понял выбор Честера.
Шло время, у нас с Понти наступил гастрольный перерыв. Как-то раз его тур-менеджер мне позвонил и сказал, что был звонок от представителей Genesis, мол, ищут гитариста и я им интересен. Для меня это прозвучало так, будто Жан-Люк больше во мне не заинтересован был.
Майк Резерфорд
Перед прослушиванием я очень волновался. Через неделю репетиции к туру, а у нас гитариста нет.
Дэрил Стёрмер
Прослушивание состоялось в Нью-Йорке. Я поначалу думал, что вся группа меня будет слушать. Они выслали песни, я их успел выучить. Договорились встретиться в 10 утра в студии SIR, однако я дал таксисту не точный адрес, в итоге рисковал опоздать на 5-10 минут. В силу моей пунктуальности для меня это уже слишком поздно. Начал паниковать: "Не хватало всё про...ть!" Я ворвался в студию, там сидел Майк с монитором, магнитофоном и доской для педалей. Он мне спокойно сказал: "Сейчас поставлю кассету, а ты подыграешь". Начал играть, дошел до половины песни, Майк её остановил: "Окей, давай следующую". Опять дошли до половины... опять остановил.
Мы с Майком сразу нашли общий язык. Хотя мне не всегда легко было его понять, да и до сих пор... Он просто быстро проговаривает слова, бубнит. И когда дошли до последней песни, он мне сказал, цитирую дословно: "В общем, ты единственный" - "В смысле? Я же не так много-то и показал". Дальше он сообщил, что позвонит в районе 5 часов в отель, так как ему надо было прослушать еще 4-5 человек. Ну а я опять разволновался. А вдруг кто-то будет лучше меня?"
Майк Резерфорд
Я прослушал нескольких парней. Пэт Тролл был очень хорош. Был еще Эллиот Рэндэлл, тоже отличный музыкант. Но... Я ему дал 4-5 песен, и когда мы дошли до "Squonk" он спросил: "Чего вы от меня хотите услышать? Кантри, фанк или что-то еще?" В принципе, навыки прекрасные. Но он не смог их применить в контексте группы. А Дэрил пришел и со всем сразу разобрался. Он прекрасно понимал нашу музыку. У него получилось то, чего не удалось Эллиоту, для него был лишь один способ играть «Squonk» - нужно играть ее прямолинейно, не нужно делать аккорды живыми.
У него прекрасная техника. Иногда порой его нужно было притормаживать, он играл невероятно быстро. Но для концертной энергетики - это было то, что надо. Более того... с той же технической точки зрения, Дэрил был лучше Стива. Думаю, сам Стив с этим согласился бы. Стёрмер - более естественный. Мне нравилось наблюдать, как он брал аккорды. Раньше от джаза я порой съеживался, а тут всё по-другому. Очень естественное звучание.
По поводу бормотания… Ни Дэрил, ни Честер никогда не могли разобрать, о чем я говорю. Будучи американцами, у них были проблемы со всеми нашими британскими акцентами.
У моего отца всегда было очень хорошее произношение, но в какой-то момент у меня развилось бормотание, которое, казалось, постепенно усиливалось с каждым годом. Оно есть до сих пор: просто мне кажется, что когда я говорю быстро, то могу больше высказать. Хотя ясное дело, что это не так, поскольку мне еще приходится минут 5 повторяться.
Дэрил Стёрмер
Я вернулся в отель и тут же позвонил жене. "В общем, возможно, у меня будет концерт, но не уверен... Я привык играть в джаз-фьюжн, а в Genesis, боюсь, у меня уж совсем вторичная роль будет". На что она мне ответила: "Эй, ты о чем? Ты еще не в группе. А если будет концерт, просто возьми и сыграй".
Майк мне позвонил в 6: "Будем репетировать через неделю". Я даже удивился, что у группы так скоро репетиции, а гитариста всё ещё не было, но поздней Майк признался, что он был уверен, что в Америке они обязательно кого-то найдут. Мне дали список из 26 песен, а после Рождества я засел в комнате и учил по 5 песен в день.
Я появился на первой репетиции, однако на ней мы не сыграли ни одной ноты. Потом часто случалось, что парни вдруг уходили куда-то, мне даже интересно было, что происходит. А это у них называется "перерыв на чай". Мне они казались "зажатыми", но пару раз понаблюдав за происходящим во время обеда, понял, что никакой зажатости нет.
Тони Бэнкс
Майк прислал нам кассету с прослушивания. Конечно, Дэрил выделялся. Он работал с Жаном-Люком Понти, а учитывая, что и у Честера был опыт в джаз-роке, то нам показалось, что у них всё получится.
Мы были заинтригованы, узнав, что есть музыканты среди американских сессионщиков, которым, казалось, нравится наша музыка. Более того, мы удивились когда узнали, что им нравилось в ней то, что она неамериканская.
Майк Резерфорд
Он просто не мог сфальшивить, сыграть не ту ноту. Ну, если только ему за неё отдельно заплатить. Но платили мы ему отнюдь не за это. Поэтому у него всё получилось очень хорошо.
Несмотря на то, что он американец, Дэрил – очень позитивный, радостный и имеет свое понимание английской музыки.
Игра Дэрила на гитаре – это как раз то, что я искал и ради чего я поехал в Америку. Повторюсь, в Штатах с техникой у американцев всё в порядке. Она лучшая. И пусть в плане композиторства они не особо оригинальны и современны (Clash никогда бы не появились в США), но мастерства у них было определенно больше.
Дэрил обладал удивительным техническим навыком. Иногда было важно немного его останавливать, потому что он играл невероятно быстро – хотя это отлично подходило под нашу концертную.
Тони Бэнкс
Дэрил - удивительный музыкант, он мог сыграть абсолютно всё. Вместе с Честером они были для нас находкой. Дэрил мог всё подобрать на слух и очень быстро. Когда мы начали репетировать, он знал материал лучше нас. И нам постоянно приходилось спрашивать, мол, а как там дальше-то? И мы были уверены, что если уж на сцене что-то пойдет не так, то это уж точно будет не из-за Дэрила.
Майк Резерфорд
Следующий вопрос заключался в том, сможет ли Дэрил играть на бас-гитаре. При наличии хорошего басиста я, наконец-то, мог бы избавиться от 2-грифовой гитары. Но ответ был: нет, не совсем. Конечно, любой гитарист может взять бас и сыграть достаточно хорошо по нотам, чтобы песня хорошо зазвучала. А вот наоборот уже не получится.
Мне всегда нравился бас. У него есть одна проблема: играть на нем самому скучно. Как только Дэрил появился, я отдал ему на концертах роль Стива, в то время как сам продолжал играть на басу. Хотя на новых наших песнях я, как правило, играл партии лид-гитары. Новый материал мне был ближе, он был частью меня. Дэрилу потребовалось около 5 лет, чтобы стать очень хорошим басистом: в первые 4 года он играл правильные ноты, но без грува.
Дэрил Стермер
Поначалу я взялся за работу не охотно. Я думал: «Рано или поздно я выберу другой путь, но сейчас я просто попробую». После репетиций я уже размышлял по-другому: «Всё замечательно. Мне удаётся разучить множество новых звуков». При этом поначалу не всё получалось, но я всё же верил в себя. Мне просто нужно было время - и всё.
На первом своем концерте я увидел плакат, на котором прочел: «Стиви Хакетт». Я не думаю, что публика знала, что я - не он. Потом, когда парни меня представили, плакат исчез.
У меня никогда не было тяжелых времен, но я их ждал. У Стива определенно были последователи его стиля игры. Говорили, что я пытаюсь копировать некоторые его партии, но они были неотъемлемой частью песен. Впрочем там были и места, где у меня была свобода. Какие-то фрагменты я копировал, где-то вкладывал свои риффы. Всё-таки что-то из прошлого материала уже устарело.
Поздней я отправился с Филом глянуть сольный концерт Стива Хакетта в Рокси, в Лос-Анджелесе. Сам я с ним знаком никогда не был, но было любопытно увидеть его новую группу. Признаюсь, чутка выпил. И вдруг ко мне кто-то подходит и говорит: «Дэрил Стермер? Вы мой второй любимый в мире гитарист!». Я подумал: «О, замечательно. Маклафлин, судя по всему, первый». Нет, конечно, первым для него был Стив Хакетт. Крайне забавно!
С Филом мне было проще всего сойтись. Я его вообще всегда лучше понимал. Он будто на 40 процентов американец! Майка я узнал чуть позже, поскольку мы с ним вплотную работали на репетициях. Тони - довольно тихий человек, но у меня не было с ним дискомфорта. Хорошо узнать его - это был лишь вопрос времени.
To be continued...