Понадобилось мне однажды, по просьбе родни, переделать закисший от уличного хранения и нещадных условий сельской реальности многоскоростной "ашанбайк" в односкоростной. Не бы им (родственникам) сразу взять для деревни велосипед попроще да как можно неприхотливей, без наворотов, этакий современный "Урал", чтобы и мешок картохи везти можно было и на раме кого нибудь прокатить. Но нет, маркетинг и мода (и ушлые продавцы) повлияли на не сведущих в этом вопросе людей. В итоге самый ашанистый "ашанбайк" был приобретен. Множество скоростей, дешевейшие комплектующие и нелепая рама. После полугода использования, в середине осени, вел ожидаемо начал сыпаться и до следующей весны докатился, как говорится, до довольно жалкого состояния. Троса срослись с рубашками, где грязь и пыль выступили в роли цемента. Переключатели умерли застыв в самом неудобном для линии цепи положении. Из-за заклинивших тросов шифтеры в итоге стали бесполезны. Колодки выдавали симфонию при торможении и тёрли завосьмеревшее колесо.
Из-за дешевизны компонентов вместо ремонта проще было купить новую навеску, но это и не потребовалось. Так как к передвижению на двух колесах по сельским угодьям хозяева вела уже привыкли, а велосипед по факту не откатал и года, просьба ко мне звучала так: - Сделай чтобы не было переключателей, велосипед легко катился и передача была побольше, как на старых советских велосипедах. В общем пришлось взяться за дело и провести так сказать даунгрейд, вернуться к истокам - односкоростной передаче. Благо опыт имелся, во время моих вело изысканий мне приходилось собирать велосипеды на разных рамах и с разной навеской.
Простота и быстрота переделки много скоростника на одну скорость зависит в основном от вида кронштейнов крепления заднего колеса (они же дропауты). А бывают они в общей массе двух видов: горизонтальные
(или близкие к ним, с небольшим наклоном вперед)
и вертикальные.
С горизонтальными все просто - натяжение цепи осуществляется перемещением колеса по кронштейнам. С вертикальными другая история, натяжение цепи может осуществить только специальный натяжитель (подбор звезд с растянутой цепью или установку так называемой "халфлинк" цепи рассматривать я не буду. Не практично это все).
В моём случае кронштейны были вертикальные и потребовался специальный натяжитель. Я изучил интернет магазины на наличие искомой вещицы. Печально. Не сказать, что выбор был мал но и изобилия не наблюдалось, а главное, что цены за натяжитель были сравнимы с нормальным переключателем, а это уже неприемлемо. Посмотрел также наличие б/у на всем известной интернет площадке, итог - на всю Россию матушку всего два натяжителя, с доставкой вышло бы примерно как и в интернет магазине. Так что решил собирать сам. Сразу скажу идея не моя, когда то попадались на просторах интернета различные способы из них я и почерпнул основные идеи по памяти. Я уже делал похожий натяжитель когда то но в этот раз решил усовершенствовать модель.
Итак, берем ненужный рычаг от тормозов V-Brake, это и будет основной элемент натяжителя. Нужен тот рычаг где есть резьба для болта прижима троса.
Разбираем нижнюю часть, она не понадобится, выбиваем втулку.
Срезаем ножовкой лишние элементы (место крепления колодки и паз крепежа пружины), выравниваем поверхность напильником. Сверлим и зенкуем отверстие под плечико пружины с таким расчетом, чтобы оно находилось под крепежным болтом натяжителя когда вы его установите. Я просверлил два отверстия по ошибке.
Рычаг готов. Со другого рычага V-Brake можно при желании снять скобу и сделать ограничитель цепи, а можно и обойтись, натяжитель в любом случае будет работать.
Теперь нужен неисправный задний переключатель который не жалко для дела.
Думаю у всех велолюбителей есть хлам из старых и негодных запчастей которые ждут своего часа. Советую на будущее начинающим велолюбителям не выбрасывать детали и запчасти, потому как рано или поздно приходит время когда тебе становиться нужна именно та деталюшка, которую ты с легким сердцем выкинул в прошлом году.
Из старого переклюка я извлек болт, пружину и ролик. Болт может не подойти по диаметру и длине, но мне вот повезло, даже не пришлось рассверливать тормозной рычаг.
Пружина нужна вот такая - с плечиками.
Одно плечо пружины, длинное, будет на упоре "петуха" рамы ну а второе, коротенькое, в рычаге.
Втулку ролика необходимо рассверлить на диаметр болта зажима троса с рычага. У меня внутренний диаметр втулки был 5мм а болт имел резьбу М6 - пришлось рассверливать. Берем болт М6х70 (желательно из нержавейки, оцинкованный может окислиться со временем), две гайки, шайбы и начинаем сборку.
Также рекомендую все трущиеся части ролика смазать, пружину тоже. Натяжитель готов.
Вот так натяжитель выглядит в установленном виде.
Ну и напоследок, скорее всего вам не отделаться одним натяжителем при переделке на одно скоростник, хотя многим хватает и его. Если уж переделывать, то идти до конца и менять систему и подбирать каретку с нужной длиной вала.