Найти тему
Просто езда...

Натяжитель цепи своими руками.

Пригодится всё.
Пригодится всё.

Понадобилось мне однажды, по просьбе родни, переделать закисший от уличного хранения и нещадных условий сельской реальности многоскоростной "ашанбайк" в односкоростной. Не бы им (родственникам) сразу взять для деревни велосипед попроще да как можно неприхотливей, без наворотов, этакий современный "Урал", чтобы и мешок картохи везти можно было и на раме кого нибудь прокатить. Но нет, маркетинг и мода (и ушлые продавцы) повлияли на не сведущих в этом вопросе людей. В итоге самый ашанистый "ашанбайк" был приобретен. Множество скоростей, дешевейшие комплектующие и нелепая рама. После полугода использования, в середине осени, вел ожидаемо начал сыпаться и до следующей весны докатился, как говорится, до довольно жалкого состояния. Троса срослись с рубашками, где грязь и пыль выступили в роли цемента. Переключатели умерли застыв в самом неудобном для линии цепи положении. Из-за заклинивших тросов шифтеры в итоге стали бесполезны. Колодки выдавали симфонию при торможении и тёрли завосьмеревшее колесо.
Из-за дешевизны компонентов вместо ремонта проще было купить новую навеску, но это и не потребовалось. Так как к передвижению на двух колесах по сельским угодьям хозяева вела уже привыкли, а велосипед по факту не откатал и года, просьба ко мне звучала так: - Сделай чтобы не было переключателей, велосипед легко катился и передача была побольше, как на старых советских велосипедах. В общем пришлось взяться за дело и провести так сказать даунгрейд, вернуться к истокам - односкоростной передаче. Благо опыт имелся, во время моих вело изысканий мне приходилось собирать велосипеды на разных рамах и с разной навеской.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Простота и быстрота переделки много скоростника на одну скорость зависит в основном от вида кронштейнов крепления заднего колеса (они же дропауты). А бывают они в общей массе двух видов: горизонтальные

Фото из интернета.
Фото из интернета.

(или близкие к ним, с небольшим наклоном вперед)

Фото из интернета.
Фото из интернета.

и вертикальные.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

С горизонтальными все просто - натяжение цепи осуществляется перемещением колеса по кронштейнам. С вертикальными другая история, натяжение цепи может осуществить только специальный натяжитель (подбор звезд с растянутой цепью или установку так называемой "халфлинк" цепи рассматривать я не буду. Не практично это все).

В моём случае кронштейны были вертикальные и потребовался специальный натяжитель. Я изучил интернет магазины на наличие искомой вещицы. Печально. Не сказать, что выбор был мал но и изобилия не наблюдалось, а главное, что цены за натяжитель были сравнимы с нормальным переключателем, а это уже неприемлемо. Посмотрел также наличие б/у на всем известной интернет площадке, итог - на всю Россию матушку всего два натяжителя, с доставкой вышло бы примерно как и в интернет магазине. Так что решил собирать сам. Сразу скажу идея не моя, когда то попадались на просторах интернета различные способы из них я и почерпнул основные идеи по памяти. Я уже делал похожий натяжитель когда то но в этот раз решил усовершенствовать модель.

Итак, берем ненужный рычаг от тормозов V-Brake, это и будет основной элемент натяжителя. Нужен тот рычаг где есть резьба для болта прижима троса.

Это фото рычага с другой стороны тормоза но принцип тот же.
Это фото рычага с другой стороны тормоза но принцип тот же.

Разбираем нижнюю часть, она не понадобится, выбиваем втулку.

Обычно разбирается рычаг довольно легко.
Обычно разбирается рычаг довольно легко.
После втулки остается вот такая рифленая поверхность отверстия.
После втулки остается вот такая рифленая поверхность отверстия.

Срезаем ножовкой лишние элементы (место крепления колодки и паз крепежа пружины), выравниваем поверхность напильником. Сверлим и зенкуем отверстие под плечико пружины с таким расчетом, чтобы оно находилось под крепежным болтом натяжителя когда вы его установите. Я просверлил два отверстия по ошибке.

Верхнее нам не пригодится.
Верхнее нам не пригодится.

Рычаг готов. Со другого рычага V-Brake можно при желании снять скобу и сделать ограничитель цепи, а можно и обойтись, натяжитель в любом случае будет работать.

Я все же снял скобу.
Я все же снял скобу.

Теперь нужен неисправный задний переключатель который не жалко для дела.

Думаю у всех велолюбителей есть хлам из старых и негодных запчастей которые ждут своего часа. Советую на будущее начинающим велолюбителям не выбрасывать детали и запчасти, потому как рано или поздно приходит время когда тебе становиться нужна именно та деталюшка, которую ты с легким сердцем выкинул в прошлом году.

Из старого переклюка я извлек болт, пружину и ролик. Болт может не подойти по диаметру и длине, но мне вот повезло, даже не пришлось рассверливать тормозной рычаг.

Болт под шестигранник.
Болт под шестигранник.

Пружина нужна вот такая - с плечиками.

Качество фото посредственное но суть понятна.
Качество фото посредственное но суть понятна.

Одно плечо пружины, длинное, будет на упоре "петуха" рамы ну а второе, коротенькое, в рычаге.

Втулку ролика необходимо рассверлить на диаметр болта зажима троса с рычага. У меня внутренний диаметр втулки был 5мм а болт имел резьбу М6 - пришлось рассверливать. Берем болт М6х70 (желательно из нержавейки, оцинкованный может окислиться со временем), две гайки, шайбы и начинаем сборку.

Скобу я тоже пустил в дело.
Скобу я тоже пустил в дело.

Также рекомендую все трущиеся части ролика смазать, пружину тоже. Натяжитель готов.

Выглядит даже не слишком колхозно, видел я варианты и похуже.
Выглядит даже не слишком колхозно, видел я варианты и похуже.
Весь комплект.
Весь комплект.

Вот так натяжитель выглядит в установленном виде.

Пужина очень хорошо зафиксирована.
Пужина очень хорошо зафиксирована.
Смотрится вполне цивильно.
Смотрится вполне цивильно.

Ну и напоследок, скорее всего вам не отделаться одним натяжителем при переделке на одно скоростник, хотя многим хватает и его. Если уж переделывать, то идти до конца и менять систему и подбирать каретку с нужной длиной вала.