В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.
Ранее летнее утро 19… короче конец 80-х годов, а может уже и начались 90-е, пригород областного центра, автобусная остановка. Народ ждёт свой автобус. К остановке подходят двое мужчин, обоим лет по 45, или около того.
-По-моему не опоздали мы, а Андрюха? –спросил тёмно-русый, высокий мужчина, доставая пачку дешёвых сигарет.
-Вроде успели Паш, вон трое наших автобазовских стоят, значит на своём транспорте поедем. –ответил с неизменной улыбкой небольшого роста крепыш, восточной наружности.
-Ага, а то что-то нет желания за проезд платить.
-Ну да, до получки ещё два дня, если снова не задержат.
-Не должны, директор на последнем собрании прямо божился, что вовремя выдадут.
Подъехал автобазовский ЛАЗ, с табличкой «Служебный». И кто был автобазовский не торопясь зашли. Поздоровались. Автобус поехал по маршруту в сторону АТП.
АТП мощное некогда предприятие, да и сейчас ещё держалось на плаву, но с каждым месяцем всё тяжелее было эту плавучесть поддерживать. Времена такие настали, что не жить, а выживать уже приходилось.
А вот раньше, почти всё было: новая техника, работы хоть отбавляй, да и сейчас её вроде хватало, только вот почему-то зарплату платили не всегда вовремя, да и за растущими ценами она вообще не успевала. Был и свой дом отдыха, и профилакторий, да много чего было, они и сейчас остались, только уже не ездили в них, как говорится не до жиру…
-Дядь Паш ты садись. –встал молодой парнишка, по-моему, из самосвальщиков.
-Спасибо племянничек, а то что-то ногу прямо тянет у меня.
-Паша это он походу подмасливает. –заулыбался Андрей. –наверное на ремонт встаёт, вот и подмазывается, что бы ты ему что-нибудь без очереди починил.
-И ничего я не подмазываюсь, просто уступил, у него же нога больная...
Андрей и Паша друзья, но не старинные, а так сказать по обстоятельствам. Дружба их завязалась не та давно но крепко, лет 7-8 назад, когда они лишились любимой работы, с разницей примерно в полгода. Оба работали в АТП шофёрами, почти с того самого момента как из армии пришли, но общение их было на уровне привет- пока, и всё.
Андрей рейсовиком был, один из первых в АТП КамАЗ бортовой с прицепом получил. Работа хорошая, денежная, да и любил он её очень. Но в один из весенних дней случилась с ним беда, и не где-то в дальнем рейсе, а в родном городе, да ещё и недалеко от АТП.
Возвращался он из рейса, на одной из оживлённых улиц под правые передние колёса прицепа нырнул какой-то пьянчуга. И летальный исход. Свидетелей тому происшествию уйма была. И все они видели, что мужик этот решил дорогу перебежать. КамАЗ-то он пропустил, а вот прицеп и не заметил! Ну в таком состоянии оно и не мудрено.
Следствие было, помурыжили Андрея порядком, но всё-таки оправдали, спасибо свидетелям и руководству АТП. На время следствия от КамАЗа его отстранили, ну а по завершении снова на КамАЗ. Андрей на нём за ворота АТП выехал, а после обеда вернулся.
-Ты что это Иванов? С КамАЗом что?
-Нет Василич, не могу я как-то… -ответил Андрей колонному, пытаясь трясущимися руками прикурить папиросу.
-Что не можешь? Ты уж Иванов, как-то свои мысли конкретнее выражай.
-Не могу я и всё, еду и всё время в правое зеркало смотрю, кажется мне что снова под прицеп кто-то падает и прямиком под колёса! Два раза останавливался, выйду посмотрю, а мне всё-то кажется, что там… под колёсами он, как кукла тряпичная… и кровь эта!
-Ну это пройдёт, успокойся.
-Не могу, думал в рейс пойду и всё нормально, отвлекусь, забуду, а оно ещё хуже! –криво улыбнулся Андрей.
-И что мне прикажешь делать?
-Да что хочешь, но за руль я больше не сяду.
-Понятно всё. Бери отпуск, отдохни, а там видно будет.
-Нет, знаю я, не пройдёт это, я машину боюсь, а особенно как в правое зеркало взгляну, нога сама к тормозной педали тянется… боюсь я.
-Ну это уже серьёзно, пошли к начальству путь оно и решает.
Вот так Андрей Иванович Иванов и стал слесарем-мотористом. На своих стареньких «Жигулях» 11-ой модели он ещё иногда ездил, а вот за руль грузовика так больше и не смог сесть.
Андрей вообще был немного необычным человеком. ФИО у него чисто русское, но обличьем истинный басурманин, это его супруга так называла.
А причиной тому война была. Детдомовским Андрей был, скорее всего и не Андрей он вовсе, но по малолетству своему он ничего почти не помнил, потому такую ему метрику и выписали в детдоме. А национальность ему какие-то знающие люди определили: кореец.
Павел тоже не по своей собственной воле стал слесарем. Работал он на ЗиЛ -130 бензовозе с прицепом, работа хорошая, с калымом иногда. Как-то крякнул на его ЗиЛке мотор. Паша сам его сделал, на машину тельфером закинул, и только стал стропы снимать, и то ли оступился, или поскользнулся, ну и с бампера прямиком в смотровую яму спикировал.
Да как-то неудачно он приземлился, сложный двойной перелом ноги, и ещё какие-то там проблемы с «ходовой». Несколько месяцев на больничной койке, операции, аппарат Елизарова. И больно и обидно, и муторно.
Как Павел потом говорил: «Я чуть, от постоянного наблюдения потолка, с ума не сошёл, пока на вытяжке лежал! А сколько я книжек перечитал, я такое их количество, до больниц, в своей жизни и не видел. Только одна польза от этой травмы и была.»
После комиссии, ходить-то Павел ходил, но левая нога всё-таки плохо слушалась, да и хромота эта. Врачи однозначно сказали: «Хромота и утрата части функций это на всю жизнь, радуйся, что вообще с ногой остался, в 80% таких вот случаев ампутация.»
Вот по такой причине Павел Климович Муховцев и оказался в ремзоне, а конкретнее в моторном цеху. Коренной сибиряк, русский по национальности, но как пел В.С. Высоцкий «…Ну, если кто и влез ко мне, Так и тот — татарин…" Так Паша говаривал, когда какой-нибудь разговор на национальную тему заходил.
Вот в моторном цеху Паша с Андреем и подружились. И на вид люди разные, и по характеру тоже. Но что-то же их сдружило таких разных. Порознь их почти и не видел никто. На работе вместе, в столовой, или в цеху, обедают тоже вместе, за зарплатой в кассе вместе, и даже на частых, в последнее время собраниях, и то рядышком сидят.
И жили они на одной улице, только Павел в своём доме, а Андрей в ста метрах в панельной пятиэтажке.
Начало рабочего дня, Андрей за сборку мотора от ГАЗ-53 принялся, как раз и вал расточник закончил шлифовать. А Павел КамАЗовский компрессор стал разбирать. Был Паша, так сказать, на облегчённом труде. Ремонтировал навесное оборудование с моторов.
И получалось у него это отлично, а уж если запчасти новые были, так и вообще не хуже, а иногда и лучше заводских, помпы, компрессора, насосы после его ремонта ходили. Сели перекурить…
Продолжение следует... Часть 2 читать здесь:
***
Если вам понравился рассказ – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх👍. Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал!
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков, будьте внимательны и осторожны! Берегите своих близких! И сидя за рулём, не забывайте-Вас всегда ждут дома!
Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях. Коллаж создан автором канала.