Найти тему

Кино и Бабочка Чжуан-цзы

Наверняка вы смотрели хотя бы один из следующих фильмов: Матрица сестёр (?!) Вачовски, Начало с Леонардо Ди Каприо в главной роли или Остров проклятых с ним же. Безусловно, сюжеты, фабулы этих фильмов отличаются друг от друга, -- созданная машинами "реальность", сны, сумасшествие, -- но есть в них и нечто общее. Идея каждого, вкупе с атмосферой и игрой актёров, подталкивает зрителя к неудобной, неуютной мысли: "А вдруг мне только кажется, что я здесь? Сижу и смотрю кино... Возможно, я сплю или того хуже -- лежу в больничной палате со множеством трубок и лампочек вокруг?.. Вдруг я... это на самом деле не я?.." Всё, всё. Расслабились. Прошло, ушло, пропало. Однако...

Задолго до появления кинематографа, в IV веке до н. э., жил и размышлял китайский философ по имени Чжуан-цзы. Он был скептиком по части возможностей человеческого разума, а ещё любил парадоксы и бабочек. В одной из своих притч Чжуан-цзы выразил то особенное ощущение нереальности себя и происходящего вокруг, чувство того, что твои собственные глаза, уши, нос, руки, возможно, тебе врут, а может быть -- они принадлежат вовсе не тебе.

Вот эта притча:

«Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он -- бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуан-цзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он -- Чжуан-цзы и не мог понять: снилось ли Чжуан-цзы, что он -- бабочка, или бабочке снится, что она -- Чжуан-цзы?!»

#бабочка #кино #чувство