Найти тему

Телесность, телосложение и японская татуировка.

Оглавление

На протяжении почти семи лет работы я периодически сталкиваюсь с одним и тем же предубеждением. Звучит оно примерно так: «Чтобы татуировка смотрелась на мужчине хорошо, он должен быть накаченным».

Конечно же есть зеркальная версия и для женщин: «Чтобы татуировка хорошо смотрелась на девушке, она должна быть худой». Опустим тот факт, что эти абстрактные люди никому ничего не должны и разберем, насколько это всё правда, откуда и когда возникли такие стереотипы и как именно телосложение связано с выбором татуировки.

Давным давно…

Давным давно, в период Эдо (1600-1868 г.), произошла популяризация ирезуми в Японии. Естественно это очень упрощенный пересказ событий и татуировка существовала там и раньше, но это тема для отдельной статьи. Основная идея заключается в том, что японская татуировка близкая к той, которую мы знаем сейчас, зародилась около 300 лет назад или более.

Также стоит отметить, что ирезуми не было уделом высших сословий. По одной из версий татуировки были в том числе способом обойти достаточно жесткие правила регламентирующие одежду и ее цвет в зависимости от положения человека в обществе. Вполне вероятно, что, не имея возможности и скорее всего средств выделиться за счет яркого одеяния, люди украшали свою кожу.

Татуировка скорее всего воспринималась как демонстрация мужества, стойкости духа, а также могла служить символом принадлежности к некой группе и содержать в себе смысловой посыл. Как видите, за 300 лет не много что изменилось. Однако в этом списке нет ничего про регулярные посещения тренажерного зала и постоянный контроль калорий. Очевидно, что в те времена это не было обязательным признаком мужественности или женственности, да и вряд ли было доступно любителям татуировок.

Ниже вы можете видеть старые фотографии японцев. Они датируются разным временем. Первые две из них относятся к концу 1800-х годов и дораскрашены вручную, так как технологии того времени не позволяли передать достаточно четко изображение. Отчасти это фантазия художника, но эти люди действительно были татуированы и в контексте статьи важен именно этот факт.

Итак, на этих фото мы можем видеть и мужчин и женщин разных возрастов. И все они выглядят как совершенно обычные люди, если конечно не брать в расчет татуировки. У мужчин нет огромных накаченных мышц и они не два метра ростом, женщины явно не страдают аномальной худобой и гипертрофией половых признаков. Эти фотографии показывают, как на самом деле в большинстве своем выглядят татуированные люди в жизни и именно это является «нормой», «стандартом» и «традицией».

А в наши дни…

А в наши дни появился инстаграм. И, если вы ожидаете, что дальше я начну его проклинать, как главный источник нереалистичного представления о человеческом теле, то это не так. Благодаря соцсетям и развитию интернета тысячи татуировщиков и представителей других ремесел и искусств получили почти безграничные возможности для обучения и демонстрации своих трудов людям. Я никогда бы не смогла увидеть, как работают лучшие японисты мира и научиться тому, что умею сейчас, не будь у меня и у них соцсетей. Это без преувеличения величайший культурный прорыв.

Однако восприятие своего тела тесно связано с культурой и меняется вместе с ней. Корень зла конечно же кроется не в программном коде приложений, а в извечном стремлении человека хоть немного, но приукрасить себя. И началось это не десять лет назад и даже не тысячу. Сейчас всего лишь стало значительно больше возможностей для реализации этого древнего стремления. Проблемы начинаются тогда, когда мы путаем реальность со своими и чужими фантазиями воплощенными в фото при помощи технологий.

Эксперимента ради вводим в гугле поочередно tattooed men и tattooed women.

-2
-3

Красота. Я бы сказала даже, что женщинам повезло с вариативностью образов чуть больше.

А теперь мысленно вернемся к ретро фотографиям японцев и вспомним, что физическая эволюция человека идет не настолько быстро. Справедливости ради предположу, что будь у древних греков времен культа тела инстаграм и интернет вместо мраморных глыб, всё выглядело бы примерно также. Только без таких масштабных татуировок. Но заказать скульптору красивого себя из камня было намного дороже и дольше, чем сейчас сделать и обработать селфи. Поэтому наше поколение явно лидирует по объему идеализированных изображений человека. Вместе с тем, ситуаций, когда мы видим обнаженных простых людей «в естественной среде обитания» становится все меньше.

Этот дисбаланс и приводит на мой взгляд к беспокойству насчет того, не надо ли вам еще подкачаться/похудеть чтобы забиться. «Эти ребята с татухами в гугле ведь все такие красивые. Вдруг, если я буду не как они, то это будет смотреться плохо и смешно?» . Не будет, вы будете выглядеть как нормальный живой человек с татуировкой.

Фантазия на тему тату пабликов в Древней Греции
Фантазия на тему тату пабликов в Древней Греции

Тут мы подходим к еще одному важному вопросу о том, что все таки нужно для того, чтоб ваша татуировка смотрелась на вас хорошо. Как вы наверно уже догадались, ответ кроется не в диетах.

Телосложение не важно?

В контексте выбора делать или нет татуировку — не важно. Однако очень важно в контексте того, какую и как. Но это уже забота татуировщика. Клиент со своей стороны должен приложить достаточно усилий для поиска и выбора компетентного мастера. И все же хотелось бы более подробно рассказать о связи телосложения и содержания будущей работы.

В прошлых статьях я уже затрагивала вопрос важности правильного и соразмерного расположения татуировки на теле. А тела у всех разные и соответственно эскиз, особенно масштабный, должен подгоняться под каждого человека индивидуально. Очень важно учитывать содержание работы в контексте масштаба части тела, это также может влиять на выбор мотива.

Различные изображения в японской татуировке требуют различной площади. Дракон наилучшим образом смотрится на крупных частях тела и, когда в идеале занимает их полностью. Цветочные мотивы, маски, изображения некрупных существ можно разместить на куда как меньшей площади и совмещать между собой. И так далее.

Если вы являетесь стройной девушкой или стройным юношей и хотите забить рукав, то наиболее разумным выбором будет изобразить на татуировке объекты или существ, которые поместятся на вашей руке органично и без потери деталей. Более крупные мотивы стоит размещать например на ноге или на спине.

Если вы являетесь крепким мужчиной или крепкой женщиной, то скорее всего лучше будут смотреться более крупные элементы. Мелкие же, особенно при большом их числе, могу сделать композицию менее читаемой и привести к «мешанине».

Как и говорилось выше, отрисовка эскиза и его подгонка является обязанностью татуировщика. Но возможно эта информация поможет клиентам понять, почему иногда татуировщик говорит, что тот или иной мотив будет смотреться не лучшим образом на выбранном месте. И почему в большинстве случаев к этому лучше прислушаться. Как видите, дело не во вкусовых предпочтениях вашего мастера.

Заключение.

Надеюсь, что этот исторический и профессиональный экскурс развеет чьи-нибудь сомнения, а может даже поможет кому-то менее критично взглянуть на свое тело. Хотелось бы добавить, что не стоит воспринимать татуировку как модный аксессуар, который может идти вам или не идти. Или которого вы должны быть достойны. Чрезмерная сакрализация татуировки или вера в то, что она способна кардинально изменить вашу жизнь зачастую приносит больше вреда, чем пользы. В противоположность этому, здравая оценка всех «за» и «против» и осознанный выбор мастера скорее всего помогут вам обзавестись качественной работой. А профессионально выполненная татуировка будет точно смотреться на вас хорошо.

С уважением,

Симонова Дарья