TRIP на своей шкуре!

ШАВЛИНСКИЕ ОЗЁРА. Горный Алтай. Как я оказался в конном походе...

Судьба, случай, везение или невезение, но в 8-00 в субботу в середине августа мне сообщили, что НАДО ЕХАТЬ гидом в конный поход... И плевать на запланированные рыбалку и праздник Дня рождения знакомой на озере... И плевать на основную работу... Всё просто! Внезапно заболел плановый гид, заменить некем - пришлось нам с супругой отправиться в незапланированное спонтанное путешествие... Мне предстояло быть гидом, а Насте - помощником, больше по организационной части.

Туристов мы отправили с водителем сразу - они уехали строго по времени отправки. Водитель же и провёл им экскурсию по всем достопримечательностям Чуйского тракта по маршруту. Мне же пришлось поработать, докупить продуктов, а потом по ливням с разверзшихся хлябей небесных ехать в Горный 600 км... Полдороги непрекращающегося дождя я запомню надолго! Приехали мы на Чибитскую поляну уже поздно вечером.

Надо отдать должное туристам - они поняли, приняли данный факт и ждали нас на базе. Ребята оказались очень классные, занимаются конным спортом где-то в Подмосковье (где-то там за Уралом))). Но! Конный поход по горам на Алтае это не прогулка на конях под Москвой! Осмотрев вещи туристов, которым было и сказано, и написано, и повторено, что нужна ТЁПЛАЯ одежда, мы были несколько шокированы тоненькими плащиками и кофточками. Поэтому, на утро следующего дня я свозил двух ребят в Акташ, где в немногочисленных только открывавшихся магазинах им удалось закупить необходимые тёплые носки, штаны и кофты на флисе на всю команду. Да, и так бывает))) Сделали кассу паре магазинов)

Больше всего, начиная с утра первого дня, напрягало каждый раз упаковывать и распаковывать конные арчимаки (сумы) даже для перекуса на обед. С рюкзаком как-то проще, на мой взгляд... Но, деваться было некуда. Поэтому все крепились и настраивались на увлекательное, но не простое путешествие по горам к таким манящим Шавлинским озёрам.

Кстати, о маршруте! Конный маршрут к Шавлинским несколько отличается от пешего. Пешие туристы переходят по пешеходному Оройскому мосту (мост платный, 100 рублей) через Чую гораздо раньше и через Оройский перевал с запада поднимаются на плато Ештыкол (не путать с Ештыкёль), по которому течет одноименная река. Конный маршрут идёт вдоль Чуи гораздо дольше и через Мажойский перевал выходит с востока на тот же Оройский перевал и то же плато Ештыкол. Там организуется ночёвка (есть несколько удачных мест для стоянок), после которой по горной тайге с крутыми подъёмами и спусками, переходя в брод реки группа движется к самим озёрам и к вечеру второго дня приходит на Нижнее шавлинское озеро. На озерах у группы два дня для радиальных выходов, а потом тем же конным маршрутом два дня обратно до Чибита. В среднем в день на коне по 6-7 часов в седле, в зависимости от погоды и темпа группы.

В общем, воскресным утром 14 августа мы упаковали арчимаки, получили короткий инструктаж от сопровождающего коневода (их было два), загрузились, уселись на коней "и поскакали", как тот Иван-Царевич из сказок))) А начиналось всё очень бодро и интересно...

Стартанули по небольшим склонам и практически до обеда двигались по равнине вдоль реки Чуя с незначительным набором высоты. Чуть не доехав до впадения Мажоя в Чую, мы спешились и поочередно перевели коней по мосту, а там уже плотно перекусили. Теперь нам предстоял подъём на Мажойский перевал. Видео тут!

Стоит отметить, что до Чуйского землетрясения 2003 года там была автомобильная грунтовая дорога... И вот там мы начали познавать все прелести горного конного похода, осознавать важность развесовки груза на коне, насколько верно подогнаны стремена, как закреплено седло и прочее, и прочее. Надо похвалить коневодов! Старший ехал впереди и постоянно контролировал всю группу, второй замыкал колонну и тоже пристально за всем наблюдал, иногда беря повод и ускоряя коня отстающего.

А виды по пути были просто шикарные! И ущелье Маашей, и тайга, и заросли карликовой берёзки.

В общем, не смотря на неожиданные трудности, первый день прошел гладко и к вечеру мы добрались до стоянок.

Закат в первом лагере.

С непривычки после дня в седле всё тело ныло и ощутимо побаливало, поэтому некоторое время большинство из нас пошатывалось по поляне, разминая суставы и приходя в себя. Более-менее восстановив подвижность организмов, мы разобрали арчимаки с драйбегами и начали ставить палатки. У туристов они были новые, недавно купленные (большая часть никогда не бывали в походе), поэтому пришлось оказать посильную теоретическую и практическую помощь в выборе места и самом процессе установки, попутно разводя костер и выискивая по арчимакам продукты для приготовления ужина. Свою палатку поставили последней) За ужином у костра, после обсуждения дневных впечатлений, провёл разъяснительную работу, как правильно спать в спальнике - в августе в горах ночью бывает прохладно! И дал совет для тех, кто мёрзнет: в спальник поближе к ногам кладётся пластиковая емкость с горячей водой (главное, вытащить её из спальника, когда остынет) и довольно неплохо согревает какое-то время. Некоторые воспользовались и после эксперимента грели воду на каждую ночёвку)))

Утром, отдохнувшие и бодрые мы позавтракали, собрали вещи в арчимаки и драйбеги и продолжили путешествие.

Мы практически сразу выехали на плато Ештыкол - болотистую высокогорную равнину, поросшую карликовой берёзкой. Движение по плато монотонное, я бы даже сказал нудное. На плато мы встретили несколько групп пеших туристов. В их глазах отчётливо читалась зависть - "едут тут на конях, а мы как кони сами всё прём"... По пути мы несколько раз переходили в брод реку Ештыкол. А самое интересное началось при движении вдоль этой реки к реке Шавла, в которую Ештыкол и впадает. Мы ехали по тайге, то набирая высоту, то сбрасывая. В какой-то момент мой конь двумя ногами спрыгнул с природной ступени на тропе сантиметров 70 высотой, да так, что я только чудом удержался в седле, а не перелетел через голову коня! Больше я себе расслабляться не позволял! В обед устроили привал, второй день в седле давал о себе знать - болело всё! Поэтому на обеде старались максимально размяться. Перекусив и отдохнув от седла, мы двинулись дальше. До озёр оставалось совсем немного! Так, метр за метром, шаг за шагом, к вечеру мы, наконец, увидели Нижнее Шавлинское озеро с изумрудным цветом воды. Он манило к себе!

Нижнее Шавлинское озеро.

Мы встали лагерем в самом начале озера, чуть не доезжая до бани, которую сдают в аренду местные жители. Поставили палатки, начали готовить ужин. Летом поток туристов на Шавлинские озёра довольно плотный, поэтому с дровами не ахти. Пришлось походить по лесу, поискать валежник, но проблему решили. К тому же у нас собой была горелка и солидный запас газа. Коневоды, разгрузив коней, вернулись с ними ниже по течению Шавлы - там большие поляны, есть где пасти коней. Мы же начали обсуждать планы на предстоящие два дня и обустраивать лагерь!

По программе тура на два дня у нас было запланировано два радиальных выхода: на Верхнее Шавлинское озеро и на гору "Пирамида", возвышающуюся над Нижним Шавлинским. Решили начать с более простого выхода на Верхнее озеро, а Пирамиду оставить на "десерт". С этим и отправились спать... Однако, сну предшествовал ритуал нанесения различных мазей на телеса - два дня в седле давали о себе знать...

Выспавшись до часов десяти утра мы позавтракали, взяли с собой перекус и впятером (без моей супруги, Настя решила остаться в лагере) отправились в путь к Верхнему озеру. Маршрут абсолютно не сложный и в среднем его проходят за 4-5 часов туда и обратно.

Идти нужно вдоль Нижнего озера до впадения в него реки Шавлы, затем вверх по реке, перейти морену, под которой река скрывается и всё - вот оно - Верхнее Шавлинское озеро. Мы шли в максимально замедленном темпе: ребята много фотографировались, часто останавливались. Поэтому наш путь до Верхнего озера занял около четырёх часов. Ещё видео тут.

На озере мы устроили привал. Подкрепились, напились чаю из термосов и устроили фотосессию. Вдоволь нафотографировавшись и отдохнув, мы отправились обратно. Ещё по пути вверх ребята приметили интересную скалу с одиноким деревом наверху. Отговаривать от попытки туда забраться я их не стал, лишь дал ценные указания - "Когда лезете наверх, думайте - как потом спускаться". Андрей с Кириллом всё сделали правильно. Кадры получились классные!

Обратный путь занял гораздо меньше времени. Дошли до лагеря мы за пару часов. Я ещё по пути нашёл дровишек и часть пути тащил их в руках))) Придя в лагерь, мы опять отправились за дровами. Вечером хотелось подольше посидеть у костра. Получилось найти поваленное дерево и притащить его в лагерь, а дальше дело техники и топора! Вечер удался! Настя, пока ждала нас в лагере, даже сумела сообразить небольшой тортик из "того, что было". За ужином решили, что девушки и Кирилл на Пирамиду идти не хотят, так как нагулялись уже, поэтому на следующее утром мы с Андреем вдвоем собрались покорять эту гору.

Маршрут на Пирамиду начинается с Поляны Идолов. Сначала довольно крутой подъём по зоне леса - уклон около 30-40 градусов, потом выход на выполаживание (в народе называется Балкон) и далее уже подъём на саму гору по каменистому склону, поросшему карликовой берёзкой. В дождь этот маршрут не ходят, так как высока вероятность поскользнуться и кувырком скатиться вниз. Но нас с утра погода радовала! Солнце и чистейшее небо намекали на успешное восхождение. На "Балкон" мы заскочили довольно быстро.

Немного передохнув, мы двинулись дальше. Сквозь заросли берёзки всё выше и выше. Подъём достаточно монотонный и простой технически. Но помаленьку выматывает.

И вот тут случилось то, что в горах происходит довольно часто - начала портиться погода. Смена погоды в высокогорье происходит очень быстро. Вроде, вот только было ясное небо, как уже его заволокли тучи и пошёл дождь или снег... В нашем случае так и было. Поднялся холодный пронизывающий ветер и начала пролетать снежная крупа... Никакого желания спускаться по мокрым камням и раскисшей тропе в лесу у нас не было, поэтому было принято единственно верное решение - бежим вниз! Гора никуда не уйдёт, а вот остаться на ней, сломав ногу или шею, мы не горели желанием. Поэтому устроили короткую фотосессию с флагом и поскакали вниз, хотя до вершины оставалось совсем немного... Да, так бывает, что лучше отступить, чем поиметь непредсказуемые последствия.

Вниз бежали весело, быстро, но аккуратно. Хотели было перекусить на Балконе, но крупа посыпала сильнее. Поэтому побежали дальше. Когда вернулись в лагерь - крупа и мелкий дождь начались и там, хотя мы скинули прилично высоты. Времени у нас было до вечера ещё много, поэтому желающие отправились в баню. Завтра нас ждала дорога домой. И вновь "скрипит потёртое седло..."

В 9-00 утром пришли коневоды с конями, мы как раз собирали палатки. Погода продолжала портиться... Старший коневод раздал желающим ОЗК - незаменимая вещь в конном походе при отсутствии мембраны! И мы двинулись в обратный путь...

Сегодня нам надо было добраться до плато Ештыкол и выйти на Оройский перевал к месту ночёвки. Дождь моросил периодически, кони порой протаскивали нас по мокрым кустам, из под копыт летела грязь... В общем, все "прелести"... А по пути нам периодически встречались пешие туристы, которые, несмотря на погоду, продолжали путь к озёрам. И нам опять завидовали. Завидовали, что мы уже возвращаемся, что верхом, что без рюкзаков... Это всё читалось в глазах многих пешеходов. И опять тайга, подъёмы, спуски, броды... К вечеру мы добрались до стоянки. Поставили палатки, развели костёр и даже набрали кедровых шишек! В результате часть ребят перемазались смолой, но всё равно были довольны процессом добывания зёрен из шишек. Поужинав, все дружно завалились спать. А утром я проснулся от удивлённых возгласов! Нас прилично припорошило снегом, для туристов это было неожиданно!

Довольно быстро собравшись и навьючив коней, мы рванули вперёд. Хотелось вырваться из снежного плена. Этим утром меня удивил мой конь, который раньше не проявлял особой прыти, таща на себе меня (около 115 кг) и вьюки. Его будто подменили - он ускорился и чуть не обгонял старшего коневода! Причина была в том, что он хотел согреться и как только ему стало комфортно, темп заметно снизился и его опять пришлось периодически подгонять... Так в быстром темпе мы подошли к началу спуска с Мажойского перевала. На крутом участке часть ребят решили вести коней в поводу, а самые смелые продолжили путь верхом. Буквально сразу на одном участке конь Андрея толи поскользнулся, толи споткнулся и немного завалился на бок. Правда, сразу же подскочил и повез всадника дальше. Остальные же повысили бдительность. Спустившись с перевала к Чуе, мы перевели коней по мосту и устроили обед. Пообедав, сделали несколько фото и отправились дальше в Чибит. Погода не баловала, но дождя почти не было.

На фоне Чуи!

В Чибите на поляне уже были забронированы домики (никому не хотелось ночевать в мокрых палатках) и баня! Как же мы стремились туда! Когда Чибит показался впереди, настроение команды заметно улучшилось! Добравшись, мы разгрузили коней и занялись переупаковкой вещей в ожидании бани. Даже успели съездить в Акташ в магазин и докупить некоторых продуктов, которых нам не хватало в походе. Вечером пожарили шашлык, сходили в баню и попадали спать. На завтра нам предстоял долгий переезд по Чуйскому тракту в Барнаул...