Петербургский период жизни В.И. Ленина 1893-1897 гг. достаточно хорошо изучен. Известно, что с момента своего приезда в столицу Владимир Ульянов активно включился в деятельность по формированию и укреплению марксистских кружков среди рабочих и студентов. В те же годы его революционная деятельность совпадает с работой помощника присяжного поверенного в столице.
Следует отметить, что статус помощника присяжного поверенного в дореволюционные годы был выше, чем статус современного помощника адвоката. Помощник присяжного поверенного мог самостоятельно вести ряд категорий уголовных и гражданских дел. Владимир Ильич к осени 1893 года имел высшее юридическое образование и около полутора лет прослужил помощником самарского присяжного поверенного А.Н. Хардина.
Несмотря на недолгий срок службы в рядах самарской адвокатуры, молодой юрист Владимир Ульянов провел 14 уголовных и 2 гражданских дела, в 5 случаях добился оправдания для своих подзащитных, одно дело было прекращено примирением сторон, для 8 обвиняемых удалось добиться смягчения наказания. Кроме того, два гражданских дела были выиграны. Это достаточно хороший результат для начинающего адвоката. Недаром А.Н. Хардин утверждал, что из его помощника выйдет со временем «выдающийся цивилист».
В 1893 году в Петербурге В.И. Ульянов устроился по рекомендации Хардина помощником к известному присяжному поверенному М.Ф. Волькенштейну, который принадлежал к числу известных либеральных адвокатов, участников громких процессов.
О делах, проведенных В.И. Ульяновым в столице, сведений не сохранилось; здание Петербургского окружного суда, в котором находились и архивы Совета присяжных поверенных, было сожжено во время Февральской революции. Но известно, что Владимир Ильич занимался адвокатской практикой, в основном вёл дела неимущих и рабочих по назначению суда. И тем интереснее было увидеть недавно найденный петербургским историком адвокатуры А.С.Савичем «Отчет о деятельности Президиума Ленинградской губернской коллегии защитников по уголовным и гражданским делам при Ленинградском Губсуде за четыре полугодия (с 15 марта 1923 года по 1 апреля 1925 года)».
Деятельность Коллегии защитников пришлась на тяжелые январские дни 1924 года, когда страна тяжело скорбела о скончавшемся Вожде. Трагическая обстановка тех дней нашла отклик в сердцах коллег Владимира Ильича по адвокатуре. Как следует из Отчета, «по получению в Ленинграде известия о смерти Владимира Ильича Ленина, Президиум Коллегии на экстренном своём заседании 24 января 1924 г. почтил память величайшего революционного деятеля и вождя трудящегося класса вставанием» и постановил созвать 26 января траурное заседание. Состоявшееся заседание приняло постановление: «Петроградская Губернская Коллегия Защитников, выслушав доклад о жизни и деятельности покойного Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ленина, скорбит о преждевременной смерти великого человека, государствоведа и вождя, беззаветно преданного делу освобождения трудящихся, и выражает уверенность, что достойные сподвижники великого человека доведут до конца начатое им дело».
От имени петроградских защитников была отправлена телеграмма Надежде Константиновне Крупской со словами искреннего соболезнования. Собрание утвердило предложение Президиума приобрести для библиотеки Коллегии полное собрание сочинений В.И.Ленина, поставить в Коллегии бюст вождя, учредить фонд имени Владимира Ильича и принять участие в траурном шествии 27 января.
В те же скорбные дни Президиум записал воспоминания членов Коллегии о деятельности помощника присяжного поверенного Владимира Ульянова. По сохранившимся отчетам определено, что «за 1894 год в алфавитном списке помощников присяжных поверенных значится В.И. Ульянов; в отчете за время с 1-го марта 1894 года и по 1 марта 1895 года имя В.И. Ульянова упоминается в списке помощников присяжных поверенных, отчеты которых за 1893 год признаны правильными и утверждены».
По воспоминаниям С.Т. Иванова, молодой юрист Владимир Ульянов производил впечатление «молчаливого и сосредоточенного в себе человека» (знали бы в те годы столичные адвокаты, о чём думал сосредоточенный молодой помощник!). При этом В.Ульянов вел «увечные» (травмы на производстве) дела и усердно посещал конференции помощников присяжных поверенных.
Также петроградские адвокаты вспомнили, что в 1897 году от Чаплина (видимо, речь идёт о видном министерском чиновнике Н.Д. Чаплине), директора канцелярии министра юстиции Н.В. Муравьева - известного реакционера, поступило письмо (весьма смахивающее на донос) о том, что в составе столичных помощников присяжных поверенных числится Владимир Ульянов, брат казненного «по делу покушения на жизнь высочайшей особы» Александра Ульянова. Министр недвусмысленно намекал на недопустимость пребывания Владимира Ильича в столичной адвокатуре. Но незаконная рекомендация министра не была удовлетворена. Владимир Ульянов был отчислен из состава помощников присяжных поверенных в 1898-99 гг. по причине «неизвестности места жительства и непредставления отчетов». Это уже после вынесения приговора Владимиру Ильичу и отправки его в ссылку в Шушенское в 1898 году.
Адвокат А.С. Зарудный (кстати, в 1917 году бывший недолгое время министром юстиции Временного правительства) рассказал о петербургских адресах В.И. Ульянова. В Юридическом календаре за 1894 год есть сведения о проживании Владимира Ильича в доме 4 по Ямской улице (ныне улица Достоевского), за 1895 год – в доме 7 по Малому Казачьему переулку.
Отметим, что инициативы адвокатов стали реальностью. На заседании Президиума коллегии, состоявшемся в первую годовщину смерти В.И. Ленина, на деньги учрежденного фонда приобретён и бюст Владимира Ильича, и его собрание сочинений. На заседании «сделаны были сообщения о тех идеях и задачах, которые положены в основу беззаветным борцом за человеческое счастье».
Константин Ерофеев, адвокат
г. Ленинград