В начале осени 2022 года в России обновились правила расчёта стоимости ремонта автомобилей по полисам ОСАГО. Также вступили в действие ряд других изменений в законе об ОСАГО.
Что нового?
Раньше при расчёте стоимости ремонта страховые компании ориентировались на цену оригинальных запасных частей. Однако в 2022 году стоимость таких деталей значительно выросла. Кроме того, с поставками запчастей для ряда иностранных автомобилей возникли сложности. Но начиная с сентября страховщики могут при расчёте стоимости ремонта ориентироваться на неоригинальные детали. Правда, делать они это будут лишь в том случае, если нет информации о цене оригинальных запчастей.
Кроме того, страховые компании теперь не смогут при расчёте учитывать стоимость самых дешёвых деталей. Согласно новым методикам, из расчёта должны быть исключены такие комплектующие.
Сага об ОСАГО: история автострахования
Ещё одно изменение касается редких машин в том или ином регионе. Среднюю стоимость запчастей для них будут считать как «среднее арифметическое коэффициентов других марок». При этом реальные цены на запчасти для редкой модели учитываться не будут.
Также с 1 октября 2022 года досрочное расторжение договора ОСАГО в случае гибели автомобиля возможно только при предъявлении документа о том, что машина уничтожена или утилизирована. В противном случае вернуть часть денег, которые были уплачены за полис ОСАГО, не получится.
Стоимость ОСАГО изменилась
Центробанк изменил и методику расчёта стоимости полиса ОСАГО — с 13 сентября коридор базового тарифа расширили на 26% вверх и вниз. Ранее страховые компании могли выбрать ставку базового тарифа для легковых автомобилей физических лиц в пределах 2 224 – 5 980 рублей. Но с 13 сентября ставка должна быть в коридоре 1 646 – 7 535 рублей. Для автомобилей такси тариф изменился с 2 014 – 12 505 рублей до 1 490 – 15 756 рублей.
Отметим, что базовый тариф лежит в основе итоговой стоимости полиса ОСАГО. На него страховые компании умножают ряд коэффициентов, которые учитывают мощность двигателя, стаж водителя, его возраст, аварийность и так далее. В Центробанке уверены, что после расширения базового тарифа вверх и вниз на 26% стоимость полисов для аккуратных водителей снизится. А вот водители, которые часто попадают в ДТП, будут платить больше.
Страховые компании не хотят продавать ОСАГО: что делать в таких случаях
«Расширение тарифного коридора в ОСАГО позволит сдержать рост цен на полисы для аккуратных водителей на фоне резкого роста выплат по обязательной “автогражданке”, вызванного ростом цен на запчасти. Так, после вступления в силу 19 июня обновлённых справочников запчастей средняя выплата по ОСАГО только за один месяц выросла сразу на 13% и составила в июле 80,8 тысячи рублей. При этом средняя цена ОСАГО растёт существенно более медленными темпами: за первые семь месяцев 2022 года она выросла примерно на 10%, до 6,2 тысячи рублей», — рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.