Их руками дороги строятся.

16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники.
16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники.-2
16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники.-3
16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники.-4
16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники.-5
16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники.-6
16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники.-7

16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники. Без качественных автомобильных дорог медики гораздо дольше бы добирались до пациентов, пожарные опаздывали бы на выезды, а банальная поездка в гости из комфортной превратилась бы в целый квест. Да даже продукты купить было бы сложно – ведь их как-то нужно доставлять в магазины! Также именно они, дорожники, в ответе и за социальное, и экономическое развитие не только небольших округов, как Крапивинский, но и целых стран. А за состоянием дорог в нашем округе вот уже 55 лет следит предприятие «Крапивиноавтодор».

От ПДУ до ДРСУ

Хорошую дорогу построить мало. Как и любой объект, она требует постоянного контроля и содержания. С 1967 года за дороги в Крапивинском округе ответственным было одно неизменное предприятие. Именно в тот год был организован производственный дорожный участок № 2642, основной задачей которого было содержание автодороги Панфилово — Крапивинский, которая что и полвека назад, что и сейчас является основной артерией, связывающей Крапивинский округ с областной столицей.

В то время в распоряжении дорожников не было современной и удобной техники, которая сегодня во многом облегчает труд. Тогда это были два гусеничных трактора (ДТ-75) и два ЗИЛа-555, а первые километры дорог мерились саженью (примерно 2,13 современных метра). Начальником ПДУ № 2642 был назначен Иван Емельянович Овчинников, в штат было набрано четыре дорожных мастера, пять дорремонтёров, механик, старший бухгалтер и счетовод-кассир. Не было и привычных, металлических и долговечных дорожных знаков — 55 лет назад они размещались на деревянных стойках, заготовка которых также ложилась на дорожников: приказом начальника участка до мастеров доводился план на заготовку и вывозку древесины для изготовления щитов, строительства базы, мостов. С октября того же года за дорожными мастерами были закреплены участки существующих дорог. Ежедневно мастерами велись записи в журналах о выполненных на шести дистанциях работах, каждая из которых была до 50 километров. Асфальт поставлялся с асфальтобетонного завода деревни Смирновки, за время доставки он успевал схватиться, что влияло и на качество дорожного полотна. В составе дорожных рабочих бригад были и женщины — в любую погоду им приходилось вручную чистить, красить мосты, с помощью кос окашивать обочины обслуживаемых дорог.

В 1975 году построено новое административное здание по улице Мостовой в посёлке Крапивинском, напротив деревянного дома, в котором тогда располагалась дирекция предприятия. Важным моментов в формировании предприятия стало открытие своего АБЗ в селе Борисово в 1991 году, что позволило выполнять гораздо большие объёмы работ, чем раньше: уже в 1992 году было выпущено рекордное количество асфальтобетонной смеси — 43 тысячи тонн, что стало началом к строительству и ремонту дорог с уже асфальтобетонным покрытием.

В 1999 году сдан в эксплуатацию карьер и дробильно-сортировочный комплекс на горе Елбак, что позволило не только полностью обеспечить предприятие материалами, но и частично закрыть потребности управления, являющегося основным подрядчиком областного дорожного фонда. Щебень высокой прочности используется для приготовления  асфальтобетонной смеси и для устройства оснований дорожной одежды.  За эти годы предприятие сменило и несколько названий: и ЛУАД (Линейное управление автомобильных дорог), и Крапивинское ДРСУ (Дорожно-ремонтное строительное управление), с начала 2000-х годов оно стало знакомым нам АО «Крапивиноавтодор».

Их руками

Безусловно, успех любого предприятия невозможен без чёткой и слаженной работы команды. Например, немногие организации могут похвастаться тем, что имеют девять семейных династий среди своих работников.  Самый большой общий семейный стаж имеют Салтымаковы — без малого 70 лет. Глава семьи, Иван Афанасьевич, 30 лет проработал плотником, а его сын Владимир — 38 лет машинистом трактора, в 2020 году на должность лаборанта АБЗ пришёл и Иван Владимирович Салтымаков. 66 лет общего стажа имеет семья Захряминых, члены которой были и плотниками-бетонщиками (Анатолий Николаевич), и водителями (Максим Анатольевич, кстати, работает и сегодня), и мастерами (Сергей Николаевич), дорожными рабочими (Михаил Сергеевич)  и начальниками производственно-технического отдела (Константин Сергеевич). А общий стаж семьи Иванищевых лишь немногим уступает предшественникам — 64 года, 33 из которых глава семьи Пётр Иванович посвятил кузнечному делу, а его жена Александра Алексеевна 31 год трудилась бухгалтером.

Менялось руководство и название организации, но на протяжении пяти десятков лет неизменным оставалось одно — весь коллектив «Крапивиноавтодора» всегда был одной большой семьёй. Организовывались новогодние ёлки  для детей сотрудников, голубые огоньки для всего коллектива, семейные спортивные мероприятия  с горячим чаем. По инициативе работников  были закуплены музыкальные инструменты и организована группа, выступавшая на проводимых голубых огоньках. Под руководством Юрия Копанева был организован кружок по боксу для детей сотрудников предприятия, оборудована комната с необходимым инвентарём на втором этаже ремонтно-машинной мастерской.

— Я свою работу очень люблю, — рассказывает начальник сметно-договорного отдела Елена Цыбина. — Безусловно, в любой профессии есть сложные и простые моменты, но у нас работа интересная. Казалось бы, составить сметную документацию, рассчитать объёмы работы и денежных средств, посчитать, сколько нужно материалов, но порой приходится самые настоящие головоломки решать!

Елена Геннадьевна Бабаева проработала на предприятии 41 год — с момента распределения после института до самого выхода на заслуженный отдых.

— Я приехала с Урала лаборантом, по распределению, — вспоминает Елена Геннадьевна. — Потом я стала замначальника планового отдела, потом была лаборантом на АБЗ и уже после стала начальником участка по содержанию дорог — это как раз ремонты, установка знаков, ограждений и так далее. С коллективом я всегда ладила, несмотря на то, что преимущественно он был мужским. Порой даже по семейным делам советовались, обсуждали какие-то проблемы.

Сейчас у начальников участков есть помощники — мастера, но вот Елене Геннадьевне приходилось всё делать самостоятельно: планировать объём  работ на неделю, мониторить прогноз погоды, раздавать задания на участках (а это порядка 25-30 человек).

— Если кладут асфальт сплошным участком, то вышли в восемь утра, в десять вечера закончили — я всё время с ними. Работать приходилось и на объектах, и с бумагами, даже домой брала, — смеётся Елена Геннадьевна.

А вот особые трудности, как считает мастер, доставляет зимнее содержание дорог.

— Очень важно было не упустить момент гололёда, всё просыпать, — говорит женщина. — Бывает, всё распланируешь, а тут раз, и что-то из техники сломалось, а без неё никуда. И летом допоздна работать можно, светло, а зимой такого уже нет. Упустил момент гололёда — и всё, с ним потом сложно бороться.

Перебраться в другое место и сменить профессию Елене Геннадьевне также не хотелось, хотя поначалу её звали и в лабораторию Кемерова.

— Я как-то к Крапивино уже прикипела, не пошла. Действительно, отношения на работе были почти семейными, я, когда уходила, даже сказала, что была очень счастлива в таком коллективе работать. И до сих пор ветеранов не забывают — мы поддерживаем связь с бывшими коллегами, нас поздравляют с праздниками. Евгений Николаевич даже лично приезжает, несмотря на занятость. Вот не так давно нас и на квест, посвящённый празднованию Дня пожилого человека, в Кемерово отправляли, мы там третье место заняли, — смеётся Елена Геннадьевна.

За плечами коллектива «Крапивиноавтодора» множество крупных и даже федеральных проектов, в том числе и в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Предприятие принимает участие и в благоустройстве придомовых территорий и даже целых коттеджных посёлков, и ещё множество дел у него в рамках социально-экономического сотрудничества. Дорожник — это действительно особенная профессия, ведь те, кто строит транспортные артерии, не могут отступить, а двигаются только вперёд!

Цифра:
 13 мостов обслуживает «Крапивиноавтодор».
 233 километра автомобильных дорог находится на содержании предприятия.
 78 километров лесополосы посажено.
 108 сотрудников, 13 отделов и участков работает на предприятии.