По советским данным, 4% всех вооружений, оборудования и других товаров, произведенных в Советском Союзе во время Второй мировой войны, были поставлены по программе займов и лизинга. Маршал Георгий Жуков, однако, имел другой взгляд на Ленд-лиз. Особое внимание он уделил
(a) его роль в поставках взрывчатых веществ и боеприпасов: во время Второй мировой войны он поставил 296 000 тонн, что составляло 54 процента советского производства.
(б) его роль в поставке 448 000 автомобилей, которые сыграли важную роль в победах 1944 и 1945 годов. Например, "Катюша" устанавливалась на грузовики Studebaker, и всего 260 000 таких машин было произведено в Советском Союзе во время Второй мировой войны.
(c) Поставки драгоценного железа и драгоценных металлов.
Основной маршрут для займов и аренды во время Второй мировой войны.
Третьим по величине является поставка авиационного топлива, на которое, по нашим данным, приходится 55% топлива, производимого в СССР. Поставки самолетов составили 12% (18 000). 4952 из них были самолетами Bell P-39 Ira Cobra. А наши летчики любили эти "иномарки", и Советский Союз требовал все новых и новых поставок этих истребителей. В результате в США были созданы дополнительные производственные предприятия.
В то время как автомобили, прибывшие из США, были современными и качественными, танки, орудия и самолеты поставлялись в Федерацию либо в виде устаревших моделей, либо не подлежащими продаже. В их число входили самолеты Airacobra. Британские пилоты считали его худшим истребителем Второй мировой войны. Он также не прижился в США. В основном он использовался для сопровождения тяжелых бомбардировщиков на больших высотах, где велись бои с японцами.
По словам пилотов ВВС США, на этой высоте Isla Cobra уступала другим самолетам. В 1941 г. союзникам был поставлен всего один самолет, тогда как в 1942 г. - 192. 153-й полк (AIP), воевавший на Воронежском фронте, первым переучился на P-39. Летом 1942 года летчики полка захватили 63 немецких боевых самолета, но собственные потери составили всего восемь.
Советские летчики вскоре обнаружили недостатки истребителя, а США и Британские острова отказались от него: P-39 был неустойчив и мог легко войти в плоский штопор при пилотировании неопытными пилотами. Это было связано с тем, что двигатель располагался за кабиной пилота, а не в передней части самолета. Но такой дизайн делал видимость идеальной. Кроме того, самолет был хорошо вооружен 37-мм пушкой, двумя крупнокалиберными пулеметами и четырьмя обычными пулеметами.
Один пушечный выстрел мог сбить "Мессершмитт". Пилот отметил, что истребитель обладает исключительной живучестью. Он смог продолжить бой, несмотря на то, что его броневая пластина была повреждена настолько, что откололась. Еще одним преимуществом была его маневренность и способность развивать скорость до 580 км/ч. Он смог пережить атаку, сохранив свою живучесть. Он летал на низкой, средней и большой высоте и доказал, что иностранные самолеты обладают отличными летными характеристиками. Кроме того, все "Аэрокобры" были оснащены совершенными радиостанциями, что позволяло им быстро предупреждать друг друга об опасности.
В результате человеческие жертвы были значительно снижены. На самолетах, построенных в СССР, радиостанции обычно были только у командиров эскадрилий и старших самолетов; еще одним преимуществом P-39 была более холодная кабина. Однако в Советском Союзе двигатели располагались в носовой части, поэтому температура в кабине во время полета могла достигать 50-60°C. Бороться в таких условиях было крайне сложно.
У "Серпантина" (как его любили называть советские летчики) были и другие преимущества: модификации самолета продолжались как в СССР, так и в США с 1942 по 1944 год. Он был оснащен усовершенствованным двигателем Allison, а его вооружение было изменено. Однако самолет продолжал тускло летать в любительском полете. В результате, им могли управлять только опытные пилоты.
Наибольших побед 16-й АиФ добился на "Аэрокобрах", асами которых были Борис Глинка, Дмитрий Глинка, Покрышкин, Лещикаров, Курбов и Фадеев. В январе 1943 года летчики полка захватили P-39 в Иране, а весной - в небе Кубы. возможно, начали творить чудеса. Таким образом, количество самолетов, сбитых пилотами 16-го P-39, увеличилось в несколько раз. Например, Покришкин сбил 48 из 59 самолетов, а Лечкалов - 50 из 61. Всего летчики полка уничтожили 618 самолетов противника, из которых более 85% были Змейсами.
"В конце войны среднее количество боевых вылетов на один потерянный "Исла Кобра" составило 122, а количество уничтоженных самолетов противника - 4".
В конце 1944 года командование решило перевести полк на самолеты Ла-7 и Як-3 для встречи советской авиации. Однако полковник Покрышкин, в то время командир дивизии, решительно отказался от Як-3. По мнению его конструктора, полковника и заместителя командующего Яковлева, "этот истребитель был плохо вооружен". Возможно, именно поэтому Покрышкину было присвоено генеральское звание только в 1953 году.
Заключение.
Только весной 1944 года Советский Союз создал Ла-7, который мог конкурировать с P-39. До этого момента у американцев не было советского аналога. Об этом свидетельствует такой факт: 27 летчиков, летавших на истребителях, стали дважды Героями СССР, из них 11 на Аэрокобрах. Хоть эти крылатые машины и составляли около 8% от общего числа советских истребителей в РККА.