Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 149 - Свет и тень

Оглавление

Доброго здравия читающим и прочим адептам. Нонче продолжаем разбирать список лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня поясняем, - я и моя шизофрения, развивающаяся на фоне вечного затворничества ввиду бесконечности этого списка, - за одну из первых работ итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи.

103 место

"Конформист"/"Конформист"(1970)

Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 16 146;

Рейтинг IMDb - 7,9; Кол-во оценок - 31 301;

Режиссёр - Бернардо Бертолуччи.

«Конформист» (Il conformista, 1970)
Законопослушным человеком хочет быть каждый, но если государство, в котором ты живешь, является преступным, то поневоле оборачивается преступлением и твое послушание. Такова цена конформизма, которую вынужден заплатить доктор Марчелло Клеричи, получающий от фашистских властей приказ отправиться во Францию с тем, чтобы организовать и осуществить ликвидацию итальянского профессора-антифашиста.
Выполняя задание, Марчелло понимает поразительное сходство государственного насилия с сексуальным, жертвой которого он пал в детстве.

Без спойлеров

У фильма, надо заметить, довольно обширно расписанная страница на Вики. Не то чтоб ни у единого другого фильма из списка, рассмотренных доселе, подобного не было, но я этого не выявлял, не наблюдал. А тут, в смысле там, на страничке, вам и про платоновский миф о пещере, и про слепоту чи шо, и про мотив танца, и про двойников, и про многими любимый психоанализ. Словом, целый букетик. Посему, наверно, имеет смысл сперва пояснить за ленту поверхностно так, интересно или нет, что по сюжету и так далее, а потом уже за смысловую (от)СОСтавляющую.

Итак, первоочередное: интересно ли смотреть? Ну, здесь спорно. Фильм, конечно, не под пиво, пожалуй, но и сказать, что смотреть было прям неинтересно не могу. Но это явно и не самое интересное, чем я занимался. Когда я перед написанием этой шляпы быстренько промотал кино ещё разок, если честно, энтузиазма не испытывал. Почему-то во время полноценного просмотра я в первый раз этого не заметил, но фильм весь какой-то приглушённый, и в плане цветов, и в плане метода подачи истории. Словом, по-видимому, это тот случай, когда на один раз кино авось и пойдёт, но вот для пересмотра он не годится совершенно. Лично для меня возможность много раз пересматривать фильм и не утрачивать интерес является чуть ли не главнейшим фактором отличия хорошего кино от просто "норм". Так что тут "Конформист" пролетает как фанера над Парижем, мимо кассы.

А теперь про смысОлы. И тут я обрадую тех, кто не любит многабуквие, пушо сказать мне тут почти нечего. Если вам интересен фильм, можете почитать про это в соответствующих источниках, пересказывать которые я не вижу смысла. Да, герои обсуждают миф о пещере Платона, и его суть можно даже как-то прикрутить к фильму, ровно как и копаться в смысле сцены в дэнс-холле и частой светотени. В том, пожалуй, и суть, ведь фильм-то психологический, про психологизм, соответственно, всякий. Но это всё просто не по мне. Лично я понимаю суть большей части этих копаний, но просто не могу понять, а к чему это. Итого смысл в том, что главный герой отрицает своё истинное "Я" и творит хрень из своего покорного конформизма, что он мечется между светом и мраком? Так это и никакой и не скрытый смысл, это и так ясно, кто хоть одним глазом смотрел фильм. Ну и к чему тогда городить огород? Во имя искусства? Что ж, пожалуйста. Но опять-таки, это занятия я оставлю кому другому.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Как я сказал, смысл истории ясен и без всяких раскопок. Клеричи получает задание убить профессора и заодно и его жену, которая тут под рукой ввязывается. Ни того, ни особенно вторую убивать он не хочет. Но в итоге убивает, но чужими руками. Убивает почему? Потому что конформист. Потому что хотел быть как все истинные фашисты, патриоты великой Италии, сыном отца народа дуче Муссолини, и прочее. Потому что в его понимании это есть "нормальность". Как сейчас пишут юные романтики, "потому что испугался стать счастливым". В его мировоззрении, как я понимаю, кинуть своих товарищей фашистов с их изуверскими практиками и признание себя как человека с, ам, нестандартными интересами в чувственной сфере - равно признанию того, что он всю жизнь прожил впотьмах, слепой как котёнок, что всю жизнь доселе он ошибался. А такого ни один человек, ни дитя, ни особенно взрослый никогда не допустит. Если вы думаете, что это неразумно или глупо, то подумайте ещё раз, и так вплоть до полного понимания этой очевидной истины. Даже дети, которые ещё не так запятнаны во всех этих комплексах и деталях психологии, очень, ОЧЕНЬ неохотно признают свою неправоту, а уж про взрослых, я говорю, и говорить нечего.

А все эти указанные скрытые и не очень лейтмотивы в фильме, как и почти во всех таких кинолентах, служат лишь дополнением, приложением к главной сути, дополняя её, но не служа её центром. Потому и смысла разбирать такое, долго и не очень интересно это расписывая, я для себя не вижу.

Послесловие

"Конформист" Бертолуччи - кино психологическое, которое кое-что дало психологизму в кино вообще, как считается кем-то там, и если вас такое интересует, то ознакомиться стоит. Но если вас интересует какая-то занимательная история, хорошо поданная, то на свой страх и риск. А если вы как я просто любите что-то само по себе светлое, возвышенное и приятное, то подходить также только на своё усмотрение и осторожно.

#кино #фильмы #классикакино #режиссер #драма #психология #списокфильмов #рейтингфильмов #подборкафильмов #итальянскоекино