Доброго времени. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня я буду пояснять за ещё одно кино, в котором без пол-литра не разберёшься.
106 место
"В прошлом году в Мариенбаде"/"L'année dernière à Marienbad"(1961)
Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 6 369;
Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 23 207;
Режиссёр - Ален Рене.
Действие разворачивается в французском отеле. Молодой человек пытается убедить девушку, что в прошлом году они уже встречались в саду Фредериксбурга. Но девушка не то, что не помнит этого человека, она даже не знает, была ли эта встреча в Фредериксбурге или Мариенбаде. Молодой человек описывает момент их встречи. Рассказывает, что она едва не отдалась ему, но передумала в последнюю минуту. Они тогда договорились встретиться здесь через год, чтобы проверить, как сильны их чувства.
Без спойлеров
Накликал я беду на свою голову, поскольку начал смотреть всякие разборы этой киноленты, причём не от последних лиц, тем самым я обрёк себя на одну проблему: что бы я здесь не сказал, это на фоне того же разбора от Антона Долина или Ури Гершовича, будет смотреться как профанация и ерунда. Но потом я вспомнил, что вообще-то так было всегда - это раз, я уже банально слишком далеко зашёл, и я сейчас даже не только про данный список(во как дал) - это два, а в третьих - мне за это даже не платят, в отличии от указанных выше господ. Так что несогласных на костёр, а остальным надо бы уже чего-то про фильм пояснить, иначе на костёр отправят уже меня самого.
Ну, что первое бросается в глаза? Красиво. Убранство этого отеля, обстановка, колонны, сад - ляпота невероятная. Хотел бы у себя в гараже такие же колонны. Второе, что бросается в глаза, это то что, простите за каламбур, не бросается не в глаза, а в уши. Смотрю я на колонны, а на заднем фоне товарищ диктор уже в какой раз повторяет одну и ту же фразу. И отсюда же вижу логичным и нужным сказать вона ещё что важное.
Это я услышал в одной из лекций по "кинчику", но замечание меткое, так что передаю вам здесь. Если вы внимательно(но не слишком!) ознакомитесь с прилегающими материалами, то вам там расскажут, что фильм жуть какой красивый и жуть какой мутный в плане содержания. Это правда. И перед просмотром у вас есть выбор: вы можете не париться и просто смотреть, не пытаясь вникнуть в какой-то там скрытый смысл, либо же вы можете открыть сезон охоты, длинною в полтора часа, на некий смысл, но попытки эти будут бесплодны. Так этот вопрос ставят некоторые рецензенты и критики.
Я смотрел фильм в первом варианте, но это потому что я вообще все фильмы так смотрю: не запариваясь и не пытаясь искать каких-то глубоких смыслов. Потому как никакого авторского замысла вы никогда на все 100 не поймёте, просто потому что вы не автор, да и не нужно это. Если фильм хорош, то он хорош, а сверхглубокий сверхсмысл сам по себе погоды не делает, а лишь служит как дополнительный вес в случае хорошего принятия со стороны зрителя и как абсолютно ни на что не влияющая хрень в случае негативного принятия.
КАРОЧ, если смотреть фильм, нет, даже не так, если СМОТРЕТЬ фильм и не пытаться постичь тайны бытия отсюда, то вы получите свою порцию удовольствия. А если пытаться тут разобраться... Ой, а если вы ещё и эти самые разборы посмотрите, про "новый роман" вот это, про общественно-политическую обстановку в 1961 году, ой, лучше не надо. Если хотите, посмотрите разборы после фильма, но не до. Хуже в этом плане только с фильмами Годара. Фильм ни о чём, а в разборе вам ТАКОГО нарасскажут, что недельный визит в психдиспансер обеспечен, особенно если вы человек рабочий и к кино притрагивающийся не особо часто.
Со спойлерами
Так как я, надеюсь, все уж поняли, что сюжет в этой картине - явление, ну такое, странное, то и в этой секции говорить особо мне нечего. Я мог бы постараться изложить какую-либо из услышанных трактовок, но во-первых, мне за это не платят, а во-вторых это всё вы можете послушать от людей, которым за это в своё время заплатили. Так что нет. Тем более, хоть это и не Годар, но в психдиспансер мне неохота, у меня и так вся жить сплошной этот самый, вы поняли.
А если серьёзно, то... ну а шо? Пересказывать фабулу? Ну, всем надеющимся на внятный финал мы со своей колокольни машем ручкой, так, с умилением. Не, внутри произведения есть какой-то определённый нарратив, но как бы вне этого произведения, в голове зрителя, например, это имеет мало смысла. Сумел ли Мужчина убедить свою(или не свою?) Даму, что они уже встречались? А они действительно встречались здесь? Или не встречались? Или встречались, но её тогда убил её муж? Или это не её муж? У этой статьи есть конец? - ответы на эти и многие прочие вопросы вы в финале не получите. Ну ладно, последний вопрос исключение, но это другое.
Послесловие
Вот-с, ам, ну, зато фильм красивый. "Хиросима, моя любовь" от того же Рене тоже было не последнее по красоте кино, но "В прошлом году в Мариенбаде", на мой скромный так сказать, в этом отношении несколько вышел вперёд. Обычно я с некоторым скепсисом отношусь к картинам про "красиво, но смысл поди разбери", но это одно из исключений. С чем это связано? Могу предположить, что Ален Рене хороший режиссёр, и слепил своё кино таким образом, что его можно смотреть в двух вышеуказанных вариантах и в принципе остаться довольным, за что ему можно только пожать руку.
Так что если кто не видел, то советую посмотреть, хоть и с некой долей осторожности. Да что я вам объясняю. Классика же.
#фильмы #кино #подборкафильмов #рейтингфильмов #списокфильмов #драмы #мелодрамы #классикакино #французскоекино #режиссер