Найти тему
TrueBIM

Зачем нужен BIM-аудит 2D документации?

Оглавление

Введение

Существует такой процесс, как BIM-аудит, когда для проверки проектной и рабочей документации используют трехмерную информационную модель.

BIM-аудит проектной документации могут применять компании на любой стадии разработки документации:

-на стадии концепции модель возводится в LOD100, она поможет визуально оценить проект, а также получить примерную информацию об объемах строительства и его стоимости

-на стадии предпроектного решения модель возводится в LOD200, содержит приблизительное количество элементов, позволяющее принять решение о целесообразности проекта

-на стадии проектной документации модель возводится в LOD300, содержит все элементы, представленные на чертежах. На этой стадии модель уже проверяется на коллизии, выявляются проектные ошибки

-на стадии рабочей документации модель возводится в LOD400, она включает в себя параметризацию элементов, создание спецификаций, более детальную проверку на коллизии между разделами, устранение оставшихся проектных ошибок

В случае, когда BIM-аудит проводится на каждой стадии разработки проектной документации, может быть применен параллельный моделинг, когда разработанные в 2D части документации проверяют в трехмерной модели, выявляются ошибки и сразу же правятся в документации. Таким образом будет задействован постоянный контроль за качеством выдаваемой документации.

Так как практика проверки документации через информационную модель не распространена, все коллизии и ошибки обычно находят уже на строительной площадке, а не на стадии проекта, что сильно влияет на сроки строительства и его стоимость, так как идет простой оборудования, закупка дополнительных материалов, тратится время на демонтаж конструкций.

В каких случаях рекомендуется проводить BIM-аудит проектной документации:

  • когда разделы документации разрабатывались несколькими компаниями, как правило, в таких случаях взаимодействие между специалистами затруднено и ошибки неизбежны
  • при проектировании уникальных объектов в 2D формате
  • в проекте присутствует большое количество инженерных коммуникаций, пересекающихся друг с другом

Какие ошибки можно найти при проведении BIM-аудита проектной документации:

  • коллизии между разделами документации
  • коллизии внутри одного раздела документации
  • несоответствие спецификаций действительности (количество элементов, объемы, наименования типов и т.д.)
  • отсутствие какой-либо важной информации на чертежах (размеры, марки и т.д.), либо ошибки в этой информации

Каким может быть результат BIM-аудита проектной документации:

  • предоставление списка недопустимых коллизий между разделами с приложением скриншота ошибок в документации
  • предоставление списка расхождений и ошибок в документации с приложением скриншота
  • устранение коллизий и ошибок в информационной модели, повторная проверка на коллизии
  • выдача листов из информационной модели с исправленной документацией

Основные этапы BIM-аудита проектной документации:

  1. Получение необходимых комплектов документации в форматах PDF и DWG
  2. Создание трехмерной информационной модели
  3. Составление отчета об ошибках документации
  4. Составление отчета по коллизиям
  5. Отправка отчетов и сводной модели заказчику для проработки замечаний
  6. Редактирование трехмерной модели после исправления документации
  7. Повторная проверка модели на коллизии, составление отчета в случае необходимости

Пример параллельного моделинга нефтебазы

Была разработана трехмерная информационная модель  большой нефтебазы, в которую входит 22 объекта, таких как склады, административные здания, резервуарные парки, технологическое оборудование, всего было замоделировано более 2000 элементов.

В данном объекте проектирование разделено на четыре этапа: стадия концепции, проектная документация, рабочая документация, стадия эксплуатации. Соответственно модель продолжает разрабатываться на каждой стадии, ее постепенно наполняют параметрами, исправляют ошибки документации. В процессе моделирования по проектной документации было выдано порядка 150 замечаний по разделам АР, КР, ИОС.

Основные замечания можно выделить в несколько общих моментов:

-некорректное расположение элементов на чертежах (различие аксонометрии и плана в разделе ИОС, в разделе АР расположение окон и дверей отличалось на планах и разрезах и т.п.)

-различие высотных отметок для одного элемента на разных листах

-отсутствие размеров для привязки элементов к осям

-отсутствовали необходимые для понимания чертежа разрезы

-были найдены ошибки в спецификациях

После устранения замечаний, связанных с содержанием чертежей, была собрана сводная модель в Navisworks и найдено около 10 000 коллизий.

Среди коллизий можно выделить следующие типовые проблемы:

-недопустимые пересечения между разделами ИОС

-пересечение инженерных сетей и оборудования с металлическими конструкциями

-пересечение инженерных сетей с фундаментами под оборудование

После исправления этих ошибок заказчиком была разработана рабочая документация, в которой также были найдены ошибки и коллизии, ниже представлен список оставшихся коллизий и их число:

-пересечение колодцев с трубопроводом (398)

-пересечение трубопроводов с фундаментами, перекрытиями, стенами (420)

-пересечение воздуховодов с перекрытиями (173)

-пересечение воздуховодов с металлическими балками (219)

-пересечение трубопроводов и опор под них (67)

-пересечение балок кабельными лотками (96)

-пересечение между воздуховодами (13)

-пересечение воздуховодов с кабельными лотками (15)

-2

По предварительным подсчетам, демонтаж и устранение этих коллизий на строительной площадке обошлись бы минимум в 1,5 млн. рублей, без учета простоя оборудования и увеличения сроков строительства.

Рабочая документация исправлялась 7 раз, так как организация, ответственная за проектирование, не работает в BIM и из-за этого есть проблемы с взаимодействием между командами.

Разработка информационной модели необходима до того момента, пока не будет выпущена финальная версия рабочей документации, так как во время каждой проверки находится множество ошибок, связанных с 2д проектированием. Создание сводной информационной модели по объекту — это лучший способ контроля корректности проектных решений.

В данном случае, более логичным была бы разработка хотя бы части документации непосредственно в информационной модели, чтобы сократить сроки выдачи корректной  документации.

Пример BIM-аудита рабочей документации горно-металлургического завода

Была разработана трехмерная информационная модель 6-ти этажного цеха площадью 9000 м2, технологические эстакады и технологическое оборудование, а также инженерные сети. Всего было замоделировано более 25000 элементов.

-3

Модель возводилась по рабочей документации в формате PDF, были предоставлены разделы АР, КМ, КЖ, ЭМ, ИС, ТХ. Было выдано более 200 замечаний по всем разделам документации. Также в элементы модели были внесены параметры, необходимые для проверки спецификаций, в ходе проверки были найдены ошибки, переданные заказчику для доработки документации.

Основные ошибки документации можно разделить на несколько категорий:

-несоответствие расположений элементов на планах и разрезах

-расхождение со спецификациями наименований или размеров позиций на листах

-отсутствие информации по размерам, привязкам или высотным отметкам элементов

-отсутствие или не правильное расположение отверстий

-недопустимые пересечения элементов

После проверки на коллизии было выявлено множество типовых пересечений следующих элементов:

-кабельных лотков с трубопроводами

-металлических конструкций с инженерными сетями и оборудованием

-лестниц с элементами несущего каркаса

-инженерного оборудования со стенами и перекрытиями

-металлических конструкций из разных комплектов друг с другом

-металлических конструкций со стенами

-фундаментов из разных комплектов друг с другом

-фундаментов с инженерными сетями и оборудованием

-4

Всего было найдено более 4000 коллизий, по предварительной оценке, стоимость их исправления на строительной площадке составила бы около 7 млн. рублей без учета простоя оборудования и увеличения сроков строительства.

Заказчику был предоставлен отчет по каждой коллизии с соответствующим скриншотом из документации, в результате чего были исправлены ошибки в рабочей документации перед началом строительства.