Найти в Дзене
Мир вокруг нас

Дефицит любви

Маша никогда не видела родителей без скандалов, потому что они постоянно выясняли отношения. Несколько раз девочка слышала от бабушки легенды о том, что в прошлом в семье был мир и покой. Она тот период не застала, поскольку к моменту похода в первый класс жила на постоянном поле битвы.

- Опять придумала какую-то ерунду, а я деньги должен за это платить, - кричал Влад.

- Ты всегда только о себе и печешься, хотя иногда сам догадывался подарки делать, а не постоянное недовольство всем демонстрировать! - не сдавалась Марина.

- Интересно, у всех родители постоянно ругаются? - спросила девочка как-то у бабушки.

- Нет, просто иногда люди не могут спокойно выяснять отношения и тогда в ход идут эмоции, - пыталась рассказывать бабушка, искренне переживая о состоянии внучки.

У родителей не хватало рассудительности, и мудрости решать конфликты без участия дочери. Они постоянно ругались и даже периодически собирались разводиться, а потом почему-то передумывали. Но спокойней дома от этого не становилось, потому что взрослые люди вели себя, как неразумные дети.

- Вы хотя бы ребенка постеснялись! - говорила бабушка Марине, - Машенька же смотрит на вас, а потом решит, что это норма жизни.

- Пусть знает, что все мужики козлы и не тешит себя надеждами о существовании сказочных принцев! - отказывалась менять своё поведение Марина.

- Тогда рассказывай дочери, и о том, как не нужно себя вести, для того, чтобы не было домашних скандалов, - не оставался в стороне Влад.

Ругались родители Маши еще долго и активно, а потом всё таки решили разводиться, что создало новые поводы для склок.

- Алименты я буду платить минимальные исключительно на содержание дочери, - кричал Влад, - Не позволю тебе красиво жить на мои деньги!

- Можно подумать я с тобой хорошо жила, так что можешь оставить все себе, а ребенка помогай на ноги ставить! Мне твои деньги не уперлись, покупай сам ей вещи, плати за кружки и музыкалку… Я же не против.

По факту Маша оказалась одинаково сильно нужна обоим родителям, которые ругались и использовали ее исключительно в качестве объекта для шантажа и взаимных уколов. Девочка этого не понимала, поэтому переживала и чувствовала себя виноватой в большинстве скандальных моментов. Иногда Маша плакала и замыкалась в себе и всё чаще задавала волнующие вопросы бабушке, в надежде получить на них ответы. Но у пожилой женщины не всегда получалось закруглять такие моменты, поскольку ей самой было страшно и непонятно относительно будущего.

Официально после развода Машу оставили жить с матерью, но при участии отца. По факту большую часть времени она проводила с бабушкой, поскольку маме приходилось много работать.

- Ничего не успеваю делать, - жаловалась Марина матери, - Пришлось на вторую работу устроиться, а я еще молодая и привлекательная женщина, поэтому не хочу хоронить себя под грузом профессиональных обязанностей.

- Может с дочкой хотя бы иногда время проводила? - напоминала ей о необходимости выполнять родительский долг бабушка Маши.

- У моей дочери есть все необходимое для нормального детства, так что Машенька может прекрасно жить у тебя, на выходные будем встречаться!

Теперь встречи с родителями стали для девочки настоящим праздником, поскольку Марина и Влад особенно не торопились заниматься воспитанием ребенка. Увлеченные устройством личной жизни, родители практически не вспоминали о ее существовании.

- Я не могу взять дочку на следующей недели к себе, поскольку много своих дел, - говорил мужчина бывшей жене в ответ на просьбу относительно необходимости забрать Машу в гости, - Вообще-то я плачу алименты, а ты отвечаешь за ее воспитание, так что не нужно перекладывать на меня ответственность.

- Если бы ты не забывал, что Маша и твоя дочь тоже, мне бы не приходилось ничего перекладывать! А у тебя похоже пропало чувство отцовства напрочь…

Подобные разговоры происходили периодически и заканчивались тем, что Маша постоянно жила у бабушки. Пожилая женщина не могла делать с девочкой уроки, водить ее на многочисленные кружки и принимать активное участие в общественной школьной жизни. Ей было физически тяжело справляться со всем, поэтому было принято решение о переезде Маши к Марине. На этом детство Машеньки в принципе закончилось, а вместо него появились первые обязанности и детские обиды.

- Пока я приду с работы, убери в квартире и начисти картошки, что-нибудь на ужин приготовим, - часто наказывала дочке Марина.

Маша не хотела расстраивать маму и всячески пыталась ей угождать. Она сама делала уроки и пыталась разбираться даже со сложными задачами, а потом занималась домашней работой. На прогулки с друзьями правда катастрофически не оставалось времени, но на подобные мелочи она давно перестала обращать внимание. Пока ровесники мерились гаджетами и нарядами, Маша активно вникала в трудности взрослых людей.

Пару раз ее к себе на выходные забирал отец. Но делал это Влад не от большого желания, а исключительно по настоянию бывшей супруги. Во время нахождения Маши у него дома, мужчина лежал на диване или просиживал перед компьютером, не находя тем для общения и отказываясь от необходимости сходить куда нибудь с дочкой.

- Папа, пойдем в парк? - просила Маша Влада.

- После тяжелой рабочей недели я хочу просто отдыхать. Есть, спать… Но никак не гулять по улице… Прости Маша, но как нибудь в другой раз

Но он почему-то не наступал, сначала девчонка ждала, потом смирилась и приняла ситуацию. Она старалась лишний раз не обращаться к родителям и сразу после возвращения из школы закрывалась в своей комнате. По мере взросления протестный дух в ней креп и становился более ярко выраженным, что категорически не нравилось окружающим.

- Нужно срочно вызывать родителей в школу, ты отвратительно себя ведешь! - сказала классная руководительница.

- Можете вызывать, кого хотите, они все равно не придут! – ответила ученица.

- Это мы еще посмотрим!

Потом она звонила матери, после чего Машу дома ждали серьезные разборки и выяснения отношений. Но идти в школу родительнице не особенно хотелось, поэтому она предпочитала пускать ситуацию на тормозах и не особенно не думала о возможных последствиях равнодушия. Задуматься и приступить к разборам ситуации пришлось после вступления дочери в проблемный подростковый период.

В тринадцать лет Маша попробовала курiть за гаражами возле школы с мальчишками. Особенного восторга это ей не доставило, но отчаянно хотелось казаться взрослой и самостоятельной, поэтому сiгареtа казалось делом престижа и демонстрацией независимости. Потом появилось первое пiво с теми же мальчишками, что тоже казалось демонстрацией непоколебимой самостоятельности.

Родителям было всё равно на дочь, поэтому Мария давно перестала пытаться заслужить их любовь, считая себя одиночкой. Единственным родным человеком для девчонки оставалась бабушка, которая болезненно переживала внутренний распад и трудности становления девчонки.

- Машенька, пожалуйста, не делай ошибок, никто нам с тобой не поможет их решать! - волновалась старушка.

- Не переживай, прорвемся, все будет нормально! - не особенно волновалась относительно происходящего Маша.

Но тенденций на улучшение не просматривалось, поскольку протестный дух Маши требовал выхода, и она постоянно искала возможность выплеснуть эмоции. Порой это выливалось в скандалы с матерью или выяснения отношений на расстоянии с отцом. В школе ситуация тоже складывалась не самым лучшим образом, что сказывалось на успеваемости некогда примерной ученицы.

- В кого ты такая непутевая? - возмущалась Марина после очередного конфликта дочери в школе, - Отцовские гены хорошо в тебе проявляются!

Маша, после таких выяснений отношений, еще больше закрывалась в себе, не желая выясняться или оправдываться перед кем либо. От прежней послушной девочки не осталось и следов, поскольку на замену ей пришла циничная и излишне независимая барышня. Она срывала уроки, часто прогуливала школу и не строила планы на будущее. История в любой момент могла получить трагическое развитие, однажды Машка оказалась на грани гибели.

После очередной пiвnой вечеринки подростки решили заняться паркуром. Мария ничего не знала о подобном виде занятия, но оно показалось ей интересным. Ребята искали новый повод для получения ярких эмоций, и все складывалось относительно нормально до рокового момента, пока Матвей не сорвался с крыши. Парень получил серьезную травму позвоночника и оказался в больнице в тяжелом состоянии. Доктора старательно боролись за его спасение и вели расследование, привлекая к нему всех причастных.

- Какой позор! - театрально заламывала руки Марина, - не хватало мне еще разборок с полицией из-за действий единственной дочери.

- Тебя действительно ничего не интересует больше кроме удара по твоей репутации? - пыталась понять маму Маша.

После продолжительных разборок и участия в следственном процессе Маша решилась навестить в больнице пострадавшего Матвея. Он медленно приходил в себя, пробуя свыкнуться с тем фактом, что имеет все шансы навсегда остаться в инвалидном кресле. Пришедшие в гости друзья, прятали глаза и не находили правильные слова для демонстрации поддержки.

Маше, первый раз за долгое время, было страшно смотреть на ровесника, который не мог справиться с элементарными житейскими задачами. Ей отчаянно хотелось плакать и поговорить с кем-то откровенно, но это не представлялось возможным. Бабушку Мария боялась беспокоить и волновать, родители после неприятной истории только усилили контроль и периодически высказывали недовольство поведением дочери.

Из-за пережитого страха Маша больше не искала приключений, пытаясь сосредоточиться на учебе. Несколько раз в неделю после школы она отправлялась навещать одноклассника. Доктора собирались его вскоре выписывать для дальнейшего восстановления дома. Появился шанс на возможное возвращение двигательной активности благодаря лечению за границей. Для этого нужно было собрать огромную сумму средств, поэтому окружающие старательно искали возможности оказания помощи семье.

- Когда ты вернешься домой после лечения, мы обязательно отправимся кататься на велосипедах за город, - говорила Маша и свято верила в правдивость собственных слов.

- А если ничего не получится? - сомневался парнишка.

- Все получится, так сказал врач и твой папа, а им я доверяю полностью.

- Родители у меня классные! - искренне говорил Матвей, - Даже ни разу не устроили мне взбучку за совершенное приключение.

- Я бы тоже хотела себе таких родителей, - с грустью в голосе произнесла Мария, - Моим родственникам никогда не было до меня дела. Только бабушка переживает за моё будущее.

- Тогда договорились: я очень сильно постараюсь встать на ноги и начать ходить. А ты будешь приходить к нам в гости после возвращения домой.

- Мама, ты же не против, чтобы Маша к нам в гости приходила? - спросил парнишка зашедшую в палату Софию.

- Конечно нет, с меня вкусный пирог и фирменный чай! С тебя уроки за пропущенное Матвеем время!

- Хорошо, я только за… - улыбнулась Маша.

Следующие семь месяцев семейство Матвея провело за границей ради лечения сына. Это был сложный пациент, активность возвращалась медленно, но Матвей уже самостоятельно мог делать несколько шагов без посторонней поддержки. Сразу после их возвращения домой, Маша бежала в гости с кучей тетрадей и школьных новостей, произошедших за этот период.

Ей безумно нравилось сидеть рядом с этими добрыми и уставшими людьми за большим столом и пить чай. Он казался особенно вкусным и ароматным, такой умела готовить только бабушка. Марина тоже неплохо готовила, но не считала нужным тратить на это время и дополнительные силы, постоянно занимаясь только своей личной жизнью.

- Маша, ты приходи к нам в гости на следующие выходные, - сказала ей София, когда провожала Машу домой, - Матвей пока что быстро не может самостоятельно передвигаться, поэтому какое то время он ещё побудет дома на реабилитации.

- Обязательно приду и тетради новые для учебы принесу. А вы сделаете опять свой вкусный чай?

- Конечно сделаю. Можешь прийти с бабушкой, я и ее научу готовить такой напиток, а она со мной поделиться своими фирменными рецептами, - мама Матвея понимала, что Мария очень тянется к их семье и не в коем случае не хотела оттолкнуть нуждающегося в их общении подростка.

Следующих выходных Маша ждала с большим нетерпением, готовясь отправиться в гости к однокласснику. Изначально бабушка не разделяла особенного энтузиазма относительно похода, но потом поддалась уговорам внучки. Она понимала, насколько ей важно хотя бы немного почувствовать себя частью большой и настоящей семьи в которой люди умеют поддерживать друг друга и совместно решать проблемы. А потом делиться новостями и строить планы на ближайшее будущее. Это было нормальным явлением в случае наличия семьи, но именно ее у Маши практически никогда не было.

Автор: Ирина Качура