Путь к Высоцкому, Своя колея

  Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая...

Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая аудитория, не тратить на это времени, не отнимать его у песен, которые есть моя жизнь и смысл.

Итак, я родом из Оренбурга. Вольный казачий край беспредельного неба, бескрайних степей, диких табунов, жгучего солнца, седых ковылей, горькой полыни, крылатых ветров, снежных буранов и пугачевского бунта. Был взрощен Советским Союзом в самый благополучный его период 70-80-х, когда жизнь была проста, надежна и понятна. Хорошо учись, и поступишь в любой институт. Мечтай о чем угодно, приложи усилие,- и все сбудется. Стремись к высокому, светлому, яркому - все возможно. Поедешь хоть в столицу, хоть в тайгу, и сможешь заниматься тем, что выбрал. Открыты все пути. Обычное безмятежное детство в семье шофера и агронома, местный детский хор, школьная любовь и первые стихи. Гитару взял в руки в 12 лет. Аккорды показала старшая сестра.

  Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая...-2

Набивший оскомину вопрос: почему шестиструнка? Да потому что так получилось! Такая оказалась. На такой показали. Тогда все во дворах играли на шестиструнках.

Переучиваться? А зачем? Чтобы было больше похоже на Высоцкого? Опять же, зачем? Я никогда не стремился к подражанию,- бессмысленное занятие. Ведь я никогда не стану Высоцким, ни вторым, ни двадцать пятым. Я - это я, а он - это он. Со всем уважением к Мастеру. У каждого из нас своя душа, свой строй. Если коверкать свою душу, пытаясь подделать под чужую, другим все равно не станешь, а свою уже не найдешь. У Мастера следует учиться, а не копировать.

Песни рождаются изнутри, из самых невыразимых, потаенных глубин нашего существа. Они живые, явленные из Горнего Мира в Дольный. Внешняя копия, даже абсолютно совершенная,- мертва, как бы искусно ни была сделана. И если хорошая подделка картины может даже висеть в музее, то точно до полутона скопированный рисунок песни остается пустым, холодным каркасом, который не в силах никого взволновать, согреть или утешить,- он не прикоснется ни к одному сердцу. Песни несутся к Земле из Незримого вместе с потоком звездносветной Реки Жизни, мимолетные, неуловимые, нематериальные. Они звучат и растворяются. Живая песня каждый раз новая,- ее невозможно точно повторить. Она зависит от состояния души, из которой исторгается, от силы чувства, вложенного в нее. От тысячи ньюансов и их неповторимых сочетаний. Как вообще можно скопировать песню, да еще и исполненную другим человеком? Так что когда мне заявляют: "Вы не правильно поете, Высоцкий спел не так",- остается предложить послушать 6-8 вариантов исполнения Мастера в разные годы на разных концертах. Как же по-разному звучит одна и та же песня!

Один замечательный художник как-то заметил, что что бы ни рисовал ( лепил, строил, писал, пел) человек, это всегда автопортрет. Обратите внимание, и вы убедитесь. От этого закона творчества не убежишь, хоть в лепешку разбейся. А еще он учил, как отличить талантливую картину от бездарной, если это не очевидно сразу. Постойте перед нею несколько минут, неторопливо впустите в себя, впитайте, а потом походите по выставке, переключитесь. Если вам захочется вернуться и взглянуть снова, значит художник ведает вдохновение, он не технарь. Конечно ремесленники тоже очень нужны, таланты исключительны, а гений рождается раз в несколько столетий. Мы так созданы, что можем выразить лишь самих себя. Возможно через чужую музыку или стихи, но только самих себя! Так что копировать - дело неблагодарное. И переучиваться на семиструнку, чтобы играть на "родных аккордах Высоцкого" - занятие пустое.

  Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая...-3

Для музыкантов, которые блюдут каждую ноту, играют по строжайшей канве и настойчиво стремятся меня переделывать, добавлю, что спорить тут не о чем, начинайте свои стримы, сделайте лучше. Я буду только рад. Потому что песни живут, пока звучат, а я за то, чтобы они жили! Чем больше людей будут их петь, тем лучше. Потому что если барды замолчат, то заквакают лягушки. Так пусть каждый на своем месте делает все, на что способен. Не тратьте времени на меня,- вам же есть чем заняться. Я не нуждаюсь в духовном руководстве. Свой путь давно нашел, выбор сделал, а учиться готов только у самого Мастера. Кстати гитара у него была настроена не сказать, чтобы идеально, - шумела. Есть знаменитая история, как друзья музыканты перед концертом, пока он отошел, из самых благих побуждений настроили ему гитару правильно. Высоцкий вернулся, попробовал струны и полыхнул: "Это что такое?!- быстро переделал все по-своему,- "Гитара должна шуметь!" Вы сочтете это кромольным, но он вообще не был искусным, великим музыкантом. Слух, бесспорно, дело нужное, но тайна харизмы Мастера, его мощь и бессмертие его песен вовсе не в идеальной музыке или хриплом голосе. Это только средства выразительности. Причины гораздо глубже, и это не одна отдельная тема. Поговорим и об этом когда-нибудь. Препарируя прекрасную птичку, вы узнаете, как устроено ее тельце, сможете все измерить, дать названия, последовательно зафиксировать. Но даже собрав все части и скрепив, вы не уловите тайну жизни и не вернете ей жизнь,- получите холодный трупик. И уж конечно не разгадаете тайну ее трелей и не сможете повторить. Освоив черепаховую арфу, не стать мистическим Орфеем древних мифов, а взяв в руки гусли, не обернуться тем самым Садко, что песней зачаровал Морскую Богиню и был оберегаем ею в странствиях за птицей счастья. Человек или раскрывает себя, или засыхает на полдороги. Так что каждому стоило бы самому заниматься тем, что он может и любит, совершенствуясь бесконечно, а не тратить драгоценное время жизни, одаривая непрошенными советами тех, кто уже нашел себя и свой путь давно. "Я не хамлю, а отвечаю тем же". Первый и последний раз - времени и смысла нет, жизнь коротка, а делать еще много. В.Высоцкий пел для всей страны - для простых людей. Он не был признан поэтом в Союзе Писателей и не был принят в филармониях и на эстраде. Залы для него делали тоже простые люди. А вознес и обессмертил, продолжая помнить в новом тысячелетии, родной народ. "Без реклам, без эмблем..." Потому что он сумел в песнях выразить душу своего народа. Все просто. Его тайна, величие и мощь - в исполненном предназначении.

Надеюсь, с гитарами все прояснили. Вернемся к основной теме. Итак, тринадцатилетним пацаном я услышал Высоцкого, был совершенно ошеломлен и, конечно, стал пробовать петь. Наверно, это многим знакомо. Родители на работе, квартира пуста, а ты целый день снова и снова много часов подряд слушаешь одну и ту же песню. Приходит ощущение, что ты весь наполняешься ритмом музыки и слов, звуки вибрируют в каждой клеточке тела, бурлят, нарастают, выхлестываются через край - и вот ты уже поешь! Сперва вместе с Мастером. Потом повторяешь до бесконечности. И вот уже соседи барабанят в стену с воплем: "Ну почему одна и та же песня?!!" А потом приходишь к ребятам и показываешь ее.

  Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая...-4

Атмосфера 70-80-х... Кто пережил, знает и так. Петь пробовали все. Гитара переходила из рук в руки. Мечты, надежды, горячие споры о поэзии, новых фильмах, книгах, о цели и смысле жизни до утренних зорь. На черном рынке доставали новые кассеты Высоцкого - скидывались на них - 25 рублей для мальчишек было дорого,- потом переписывали друг у друга и заслушивали до дыр. И пели все! А для меня это стало делом всей жизни - продолжать петь вопреки всему. Чтобы песни прошли как можно дальше во времени. Чтобы их подхватили следующие поколения, и кто-то сумел передать еще дальше. Но все это развернулось позже.

  Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая...-5

В 1985г. я поступил в Ярославский Театральный Институт. Курс набрал Глеб Борисович Дроздов, а вот педагогом по актерскому мастерству у нас был однокурсник Высоцкого Владимир Михайлович Шибанков. Он не только раскрывал для нас тайны классической школы МХАТа, но, вспоминая свои студенческие годы, рассказывал о Высоцком то, чего не найти в биографиях. Так что, отвечая еще на один частый вопрос, скажу, что с Мастером лично не знаком, но слышал больше, чем просто досужие сплетни. На концерт его не попал, увы, так как он ушел из мира, когда мне едва исполнилось 16.

После института поработал 3 года в Первом Русском театре им. Ф.М.Волкова,- он ведь здесь, в Ярославле. И тут страну накрыли девяностые...Они унесли меня с семьей ( у нас уже родились дочка и двое сыновей) сперва на родину, в Оренбург, а потом дальше - в Сибирь, где растить детишек было сподручнее на просторе и в свободе. Так смутные, кровавые годы крушения Союза, когда 8 лет вся страна не получала зарплату и все же как-то выжила, уворачиваясь от бандитских перестрелок хищников, рвущих ее в клочья ради куска побольше да пожирнее, мы счастливо отсутствовали в кипящем горниле,- буквально растили капусту, как Нерон.

В Оренбурге задержались лишь год, но я сезон отработал в театре с истинными мастерами сцены Виктором Николаевичем Антоновым и Анатолием Сергеевичем Солодилиным. Это были не просто актеры старой школы, но талантливейшие, яркие, крупные фигуры, полные светлых замыслов и устремлений, воистину несущие людям "доброе, светлое, вечное",- мостодонты, колоссы. Представители той истинной интеллигенции прошлого века, какой сейчас просто нет. Они "разглядели" меня, раскрыли как актера, дали опору и уверенность. Они стали моими настоящими учителями.

Вообще мне везло на людей с большой буквы, настоящих во всех смыслах, оставивших неизгладимый след в судьбе. Все эти встречи оказались бесценны для предстоящего самостоятельного пути, для песен, о которых я тогда еще и не мечтал. Все готовило меня к будущему.

Итак, девяностые наша семья пережила в Сибири, среди ясных, простых людей и чистой природы. Там мы подрастили детей, родили еще одного сына, отдохнули душой и окрепли духом. Шесть лет безмятежной, блаженной жизни - как длинные каникулы. Но то, что должно случиться, обязательно произойдет,- не отсидишься. Путь звал нас дальше.

В 2000-м мы вернулись в Ярославль и в Волковский театр. Но хватило одного сезона, чтобы понять, что осуществить мечту о песнях через театр не удастся. А значит с ним придется расстаться навсегда. Наши духовные устремления оказались слишком разные.

  Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая...-6

И тогда я вышел в свободный полет - просто пошел с гитарой к людям на улицу. Потому что песни нужны были именно им. И самый прямой путь, чтобы встретиться с людьми - шагнуть им навстречу туда, где они. Так называемые "достойные" места были плотно забиты "артистами высшего эшелона".

  Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая...-7

Но это меня не беспокоило. Мой путь был иным. Так зародилось явление, которое позже народная молва назвала уличным театром песен Высоцкого. Восемнадцать лет и весной, и летом, и осенью, и даже зимой изо дня в день я шел с гитарой на свое место и давал концерт на полтора-два часа для всех, кто там оказался. Окрыленные, вольные дни... Это закалило не только горло и руки, привыкшие к струнам на морозе (в перчатках-то не поиграешь), но прежде всего дух. Я точно знаю, что я делаю и зачем я это делаю. С тех лет осталось много тем, съемок, фото. Ими заполнены мои каналы на ЮТУБе. Прямо с улицы приглашали на концерты в другие города. И все же хотелось охватить гораздо больше людей.

Так я перешел в интернет. С 2019г. на канале "Разборы песен В.Высоцкого" каждый день без перерыва в 21 час по Москве идут часовые стримы . Тут, как в студенческой кухне в общаге собираются те, кому интересны песни, течет свободный, легкий разговор в теплой, непринужденной атмосфере. Мы рады новым друзьям. Постараемся со временем наладить регулярные стримы здесь. Мы в процессе становления.

  Прежде чем плотно входить в стримы на новой площадке, считаю своим долгом представиться и попутно ответить на вопросы, которые повторяются чаще всего, чтобы в дальнейшем, когда соберется широкая...-8

Для любопытных: у меня большая, дружная семья - 6 детей, уже подросших, четверо внуков и кошачий прайд. И все это не мешает, а только помогает творческой реализации.