Фундаментом любой экономики является энергетика, которая должна обеспечивать все потребности общества в дешёвой и доступней энергии. Сегодня это абсолютно очевидно, хотя буквально пару лет назад многие спорили с этим фактом, заявляя, что в большинстве товаров и услуг доля затрат на энергию в конечной себестоимости продукта не превышает 5%.
Разумеется, если энергия дешева и доступна, её доля в себестоимости продукта или услуги относительно невелика и, по-хорошему, она должна постоянно снижаться, оказывая тем самым рост энергопотока на душу населения ,что, в свою очередь, должно привести к ещё большей доступности товаров и услуг.
Но если стоимость энергии начинает возрастать, вся экономическая модель летит в пучину кризиса, а далее - в рецессию. Это мы сейчас и наблюдаем в Европе, где совсем недавно хвалились дешевизной генерации электроэнергии альтернативными источниками, которые внезапно оказались очень дорогими.
Несмотря на огромные инвестиции в альтернативную энергетику в размере 3,8 триллиона долларов, за 10 лет удалось уменьшить зависимость от ископаемого топлива всего на 1%, да и то только в разгар пандемии 2020 года.
Эту самую энергию общество будет пытаться брать где угодно, чтобы хоть как-то обеспечить себя теплом в период наступающих холодов, что только усложняет выход из энергокризиса, а это чревато митингами и бунтами населения, которые, к слову, уже начали происходить в Европе.
Очевидно, что тот, кто управляет ценами на энергию, будет управлять мировой экономикой в эру глобального энергетического кризиса, в которую уже вступает человечество.
Раз энергия становится критически важным ресурсом, то страны, располагающие этими ресурсами, становятся внеочередными целями для западных энергодефицитных стран, которые будут изымать энергоресурсы любыми способами, в попытках поддерживать свой высокий уровень жизни.
Сегодня это выражается в том, что президенты западных стран уговаривают под любыми предлогами нарастить добычу нефти странами, входящими в ОПЕК+.
Для всех нефтедобывающих стран стало очевидно, что в любой момент их попытаются "отменить", как пытаются сегодня "отменить" Россию.
В такое неспокойное время требуется тесное сотрудничество и создание силами стран-поставщиков международной энергетической коалиции, направленной на недопущение любого шантажа со стороны любых стран в мире.
И сегодня такая коалиция создаётся у нас на глазах.
Россия приватизировала все совместные проекты по соглашению о разделе продукции, переведя проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское нефтяное месторождение" под российскую юрисдикцию.
Были приняты поправки о в законе о недрах, которые запрещают зарубежным компаниям разработку недр на территории России.
А недавно началось тесное энергетическое сотрудничество с главными странами ОПЕК - Саудовской Аравией и ОАЭ.
А если вспомнить, что ещё совсем недавно, в 2020 году, между Россией и Саудовской Аравией была нефтяная война, благодаря которой западные страны получали сверхдешёвую нефть, а саудиты считали огромные убытки, из-за которых даже пришлось в 3 раза повысить НДС в стране.
Для контроля над глобальной энергетикой Запад начал инициировать внедрение потолков цен на энергоресурсы. Эта мера была придумана не специально для России. Сам механизм прорабатывается с 2008 года, а Россия для Запада просто является удобным плацдармом для реализации контроля цен на энергию.
Ещё с 2000 года в США активно лоббируется законопроект «NOPEC», благодаря которому Министерство юстиции США сможет подавать антимонопольный иск против стран ОПЕК в целях не только контроля за совокупной добычей нефти, но и для установления своих цен на неё.
Приняв этот закон США, обяжут все западные страны действовать в едином ключе, конечном итогом чего будет установление компромиссной цены на нефть, которая будет максимально выгодна для западного мира, а выгода нефтедобывающих стран распределится по остаточному принципу.
Это и будет ценовым контролем углеводородных ресурсов планеты странами Запада.
При этом США начали к этому готовиться, наращивая добычу нефти и газа и становясь в определённом смысле экспортёрами энергоресурсов.
Недавнее решение стран ОПЕК+ снизить добычу нефти на 2 миллиона баррелей, несмотря на настойчивые «просьбы» США в отношении Саудовской Аравии увеличить добычу, показывают, что новый энергетический альянс фактически сформировался.
Страны ОПЕК+ пошли на такой кардинальный шаг благодаря их козырю - России.
Являясь самым большим поставщиком энергоресурсов в мире, Россия заинтересована в равноценном сотрудничестве, а не диктовки условий, как это принято на Западе.
Например, в США уже заявили, что рассматривают вывод из ОАЭ и Саудовской Аравии своих систем ПВО и ПРО, которые охраняют нефтяную инфраструктуру этих стран. Можно быть полностью уверенным в том, что США в переговорах использовали этот фактор, как угрозу - на случай, если Саудовская Аравия не пойдёт на уступки США.
Президент ОАЭ Мухаммед бен Заид Аль Нахайян недавно прибыл в Петербург на переговоры с В.В. Путиным. Их беседа проходила в формате "один на один".
В итоге два бывших полностью прозападных союзника США предпочли строить своё будущие с Россией, нивелировав тем самым последствия, которые им уже приготовили на Западе.
В нынешнем положении прозападным странам выгодно сотрудничать с Россией с долгосрочной перспективой, то есть создавать такие проекты, которые будут оказывать стратегическое влияние на мировую экономику, иначе инвестиции разобьются об ограничения, санкции и военную мощь западных стран.
Крупнейшие мировые поставщики энергоносителей - Россия, ОАЭ и Саудовская Аравия - начали действовать в едином кильватере интересов, разрушая тем самым любые попытки западных стран установить собственные ценовые потолки и контролировать мировую нефтедобычу.
Что будет дальше?
Логичным развитием подобных отношений (со стратегической точки зрения) может быть создание единого нефтяного хаба (узла), куда все страны ОПЕК+ будут свозить нефть, и уже оттуда она будет уходить на мировые рынки к потребителям. Цена этой нефти будет устанавливаться именно рыночной конъюнктурой – спросом и предложением, которые сформируются на этом самом нефтяном хабе.
Экономические перспективы подобного нефтяного хаба полностью укладываются в экономическую политику России, ОАЭ и Саудовской Аравии:
- ни одна страна в мире не сможет навязать свои условия странам ОПЕК+;
- страны ОПЕК+ не смогут развязывать нефтяные войны друг против друга;
- любая страна в мире может получить доступ к нефти в том количестве, в котором она нуждается;
- денежные потоки будут распределяться по сторонам согласно их доле добычи, невзирая на какие-либо западные санкции;
- количество добываемой и потребляемой нефти будет регулироваться мировым спросом и предложением, что стабилизирует цены на нефть на многие десятилетия.
- Инвестиции в нефтедобычу будут прогнозируемы и стабильны, и более не будут зависеть от политики западных стран с их идеями о альтернативной энергетики.
Мы не знаем, какие переговоры и договорённости идут в непубличном формате между странами ОПЕК+, но то, что страны начали учитывать интересы друг друга, это факт.
Если действительно начали обсуждать идею единого нефтяного хаба, то этим можно объяснить все последние события и небывалую ранее неуступчивость стран ОПЕК+ перед просьбами из США и стран Евросоюза.
То, что сегодня вместе делают Россия, ОАЭ и Саудовской Аравии, должно быть стратегически проработано на 10 лет и более, так как последствия этих решений являются стратегически важными в судьбе всех стран.
Если проект подобного нефтяного узла действительно обсуждается, то от проекта до реализации пройдёт 5-10 лет, за которые энергетический рынок успеет измениться. И всё указывает на то, что именно Россия является главным инициатором этих изменений.
=================================================
Статьи выходят благодаря поддержке подписчиков-спонсоров. Для спонсоров всегда открыто приватное обсуждение, ссылки на источники и исследования используемые в основе моих статей. Спасибо друзья за поддержку канала!
Стать спонсором можно тут, статья для спонсоров:
«Поддержать донатом, за полезные статьи»