Автор: Всеволод Л.
Продолжаю листать журнал «Сибирский листок» за 1904 год. И в очередной раз убедился, что «ничто не ново под луной». Вот только классики на этот раз ни при чем.
Наверное, многие делают так же как я, начинают читать газеты и журналы с последних страниц, там, где кроссворды, юмор и статейки на злобу дня. А потом уже плавно к передовицам, ну если потом остается желание.
Вот в журнале была такая рубрика «Злоба дня захолустья». Вроде бы довольно жесткий фельетон, но так многое напоминает, хотя сейчас на эту должность желающих немного, а ведь когда-то учительница, тем более в сельской школе, это была небожительница.
Почитайте эту статью, а потом обсудим. (Все сокращения и выделения сохранены).
«Скромное сельское училище в 20 – 30 верстах от города, скромная бедная девушка собирается начать уроки, вдруг неожиданные гости, незваные, незнакомые. Господин некоторого ведомства с молоденькой дочкой.
- Олечка! Тебе нравится это училище?
- Ах, да, папа, очень мило, комнатки такие светлые…
Вот и прекрасно! Рекомендую вам новая N-ская учительница!
- Позвольте, учительница здесь я, я служу уже пять лет здесь, я никуда не просилась и не получала увольнения. Что это значит? Мое начальство меня не извещало… За что же?
- Ах, ваше начальство тут ни причем ваше начальство теперь крестьянский начальник, а мы отсюда идем к нему кушать уху, понимаете? М[ада]м, я очень вхожу в ваше положение, но вы переведены в другое училище, конечно, перевезти ваше шерешетье что-нибудь стоит, очень жаль, но же делать?
Вот моя дочка тоже желает быть учительницей. Она, конечно, не нуждается в куске хлеба, но, видите ли, мода иметь свой труд, честь имею откланяться.
Бедная учительница стояла как громом пораженная, вскоре весть разнеслась по селу, и начали приходить крестьяне. За пять лет службы ее успели полюбить…
Ах, какую вкусную уху кушала Олечка в г-на крестьянского начальника, вероятно, стерляжью. Ну, конечно, стерлядей у нас в Иртыше довольно, а для Олечки, вероятно, выловили покрупнее…
Стыдно, Олечка! Горек учительский хлеб, чтобы вырывать его из горла, проситься на живое место, пользоваться папочкиной протекцией. Нехорошо, да и страшно, Олечка! Ну а что если, не дай Бог, папочка умрет? Вы будете служить 10 – 12 лет, о вас забудут, «протекций» уже не будет, и вот приедет Санечка или Анечка и скажет: «Рекомендуюсь, я новая учительница».
Стыдно, г-да любители стерляжьей ухи, да и даже, если хотите, страшно, ведь недавно вышел следующий циркуляр.
Государю Императору благоугодно было передать бывшему министру народного просвещения, чтобы министерство всемерно озаботилось принятием надлежащих мер к ограждению народных учительниц от тяжелых нравственных и бытовых условий, которые ставят в беспомощное положение беззащитных тружениц. В исполнение сего министерство предложило попечителям учебных округов поручить лицам, ревизующим начальные училища, вникать в условия деятельности народных учительниц и принимать должные меры к устранению всех обстоятельств, отягчающих материальное или нравственное положение учительниц.
Правда, он не относится к чиновникам некоторого ведомства, но, во всяком случае, он относится к тем, кто призван охранять достоинство народных учительниц.
М. Костюрина»
Ндаа, хлеб учителей назвать вкусным даже сейчас как-то язык не поворачивается. Конечно, хотелось бы надеяться, что новая учительница будет не хуже, но что-то подсказывает, девица поразвлекается, а когда надоест, то папенька, кушая халявную уху из стерлядки у очередного чиновника, ее снова куда-нибудь пристроит.
Но благодаря нашему руководителю канала, нас никто не гонит, работаем братья и сестры, на благо просвещения наших читателей. :) Это шутка, здесь читатели очень адекватны и всегда пишут интересные комментарии! Вот за это им отдельное спасибо.
А я продолжу исследование журнала «Сибирский листок».
Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой