Когда Анри Матисс приехал в Россию и впервые познакомился с коллекцией древнерусских икон, он воскликнул: «русские не подозревают, какими художественными богатствами владеют» и признался, что «все, что они искали на Западе, все творчество авангарда – оно, оказывается, уже было в древней иконе».
Увидел же Матисс столько поразившие его иконы в московском доме мецената, коллекционера и художника Ильи Остроухова в Трубниковском переулке.
Илья Остроухов, художник-пейзажист, попечитель Третьяковской галереи, принадлежал к плеяде знаменитых московских коллекционеров. Свою частную коллекцию он начал формировать в 1884 году и ее началом считал подаренный ему в Абрамцеве в 1883 году этюд В. Поленова «Лодка».
В коллекции Остроухова были работы Серова, Коровина, Сурикова, Крамского, Врубеля, Васнецова, Сомова, Бакста, Репина, Сарьяна, Матисса, Дега, Ренуара и Мане и др. Преимущественно эскизы, этюды и акварели.
В 1909 году предметом страсти Ильи Остроухова стали русские иконы. Именно он был одним из первых, кто начал собирать иконы как произведения искусства, а не как предметы церковной археологии.
Свое собрание (насчитывающее к 1918 году более 2000 произведений) Илья Остроухов называл «Музеем личного вкуса» и хранил у себя дома, в небольшом особняке в Трубниковском переулке, 17.
Какие замечательные люди бывали в гостях у Ильи Остроухова - И. Репин, В. Гиляровский, В. Васнецов, Ф. Шаляпин, К. Коровин, В. Серов, Ф. Шехтель, П. Третьяков, С. Щукин.
Не только "богатые и знаменитые" могли увидеть коллекцию И. Остроухова. "Музей личного вкуса" действовал как открытый домашний музей.
После революции, в 1918 году, коллекцию И. Остроухова постигла судьба всех остальных частных собраний в стране, ее национализировали. Но коллекционеру повезло, в его особняке был организован «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова», а сам бывший владелец назначен его пожизненным хранителем.
Музей был ликвидирован после смерти И. Остроухова в 1929 году, коллекцию распределили между музеями: русская часть почти целиком осталась в Третьяковской галерее, старое западное искусство передали в Музей изобразительных искусств, восточное прикладное искусство – в Музей восточных культур.
Особняк же превратили в коммунальное жилье, оставив вдове И. Остроухова (кстати, дочери-миллионера чаеторговца Петра Боткина) две маленькие комнаты на втором этаже.
В 1979 году особняк передали Государственному литературному музею. Сейчас дом И. Остроухова является научно-экспозиционным отделом Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, в котором проводятся временные выставки.
Сейчас здесь проходит камерная, но очень интересная выставка - "От „Мира искусства“ к „Аполлону", посвященная трем знаковым журналам рубежа 19-20 вв – «Мир искусства», «Золотое руно» и «Аполлон».
Выбор места проведения выставки замечательный. Ведь И. Остроухов был тесно связан с людьми, делающими эти журналы. Он дружил со многими «мирискусниками», близко общался с Дягилевым и даже участвовал в финансировании журнала «Мир искусства».
В начале 20 века журналы "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон" были больше, чем просто печатные издания. Они активно влияли на художественную жизнь страны, формировали эстетический идеал эпохи.
Выставка рассказывает историю возникновения журналов и преемственность между ними. На ней представлены работы Н. Гончаровой, М. Ларионова, М. Врубеля, К. Коровина, К. Петрова-Водкина, К. Сомова , Р. Фалька и многих других.
Отдельное спасибо организаторам выставки за архивные документы – письма, фотографии, номера журналов.
Выставка, хотя и небольшая, но предлагает посетителям множество ценных работ и экспонатов.
От всей души рекомендую вам зайти в дом И. Остроухова и посетить эту замечательную выставку.
📍Москва, Трубниковский переулок, 17
От "Мира искусства" к "Аполлону": стоимость - 200 руб. С 6 сентября по 4 декабря 2022 г.