Найти тему
Команда PRIDUM💡

Карикатура и юмор в галерее Санкт-Петербурга "Свиное рыло"

Оглавление

Добрый день из Петербурга! Меня зовут София, я пишу здесь о выставках и параллельно учусь на факультете свободных искусств и наук в СПбГУ.

Из статьи вы можете узнать то, как организована экспозиция; какого рода мероприятия и лекции в ней проходят; какие произведения выставляются. Обычно я провожу именно обзор музея. В последнее же время меня стало привлекать изучение арт-галерей, особенно с точки зрения места сделки между покупателем искусства и его продавцом. Я планирую посетить несколько и постараться узнать об их устройстве как можно больше.

Начну с небольшой частной галереи "Свиное рыло", которая располагается в центре города и популярна среди молодежи,

Адрес: СПб, Набережная реки Фонтанки 5, мансарда 6 этаж (вход со двора, со стороны Фонтанки, домофон: 1959).

Сайт: https://vk.com/kolhui_svinoe - группа ВКонтакте, где все анонсы мероприятий и контакты для сотрудничества.

ВХОД

Отдельного внимания требует описание входа, так как найти его бывает трудно. Многие проходят нужную арку. Вывеска совсем небольшая в углу свода. Арка не заперта, так же как и парадная дверь во дворе-колодце.

Подниматься нужно на самый верх до двери с множеством надписей или указателей, например, знак запрета курения и посещения галереи лицам младше 18 лет без сопровождения взрослых. Не скажу, что многих посетителей это останавливает. Смотрители выставки добры и приветливы.

-3

Из общения с работницей пространства я узнала, что приобретать картины можно, связавшись с галереей по телефону; цены можно узнать либо рядом с самим экспонатом (чего я так и не нашла), либо у художника. В группе вк я прочитала, что галерея открыта к худ и коммерческому сотрудничеству, не интересуется рекламой, не предоставляет вакансий и живет на средства спонсоров. Добровольные донаты также собираются прямо на выставке.

Посещение выставок места бесплатное.

Неудобно то, что нет гардероба, учитывая холод на улице и тяжелые одежды в теплом помещении, которое, к счастью, хорошо проветривалось из открытых окон. Но одежда в руках в узких коридорах - риск задеть картину на стене, особенно если сталкиваются несколько людей.

Экспозиция

Цель моего визита была не только временная выставка работ художника Виктора Богорада, но и лекция Дмитрия Пиликина "Мы и Они. Карикатура и юмор как способ жизни: от Древней Греции до современного искусства".

До лекции я изучала работы и раздумывала над тематикой пространства - свиньях. Они были везде, как и черный юмор, нецензурная лексика, нигилизм и некоторый фарс.

Несмотря на простые художественные техники, неблизкие мне стиль и тотемное животное, чем больше я рассматривала образы и читала надписи на картинах, тем шире становилась моя улыбка. Я понимала, что юмор, о котором мне хотелось скорее узнать больше из лекции, являлся главным двигателем здешних сюжетов. Однако, смеясь над содержанием, я и само это искусство переставала воспринимать всерьез. Для меня это показалось знаком нехорошим.

Зарисовки временной выставки мне понравились больше, видимо, потому что главными героями тут были не свиньи, а коровы и другие персонажи. Вообще "свиной" антураж выставки лично меня немного отталкивал.

ИНТЕРЬЕР

В Санкт Петербурге часто бывает все равно на качество интерьера, особенно в таких злачных богемский местах. Главное конечно престижное место на набережной Фонтанки, вид на серые крыши холодного города и креативные декорации.

Деревянные скрипучие полы, потолок напоминает самодельный сарай, сложенный из разных подручных материалов. Розетки старинные, так же, как и фонарики и занавески. Эклектичная внутрянка галереи предназначена для такой же шутливо-небрежной экспозиции. Здесь все равно на формальности или цензуру. Есть комнаты с диванами и старенькими телевизорами: программы вещают об искусстве и истории галереи.

Зал для лекции и иных мероприятий (в прошлый раз я была здесь на музыкальном вечере) просторный, с оборудованием (телевизор, микрофон, колонки) и диванами.

ЛЕКЦИЯ

Долгожданная лекция удовлетворила мою потребность узнать историю карикатуры. Было забавно, что объявление о начале лекции делал человек в маске свиньи и игрушкой того же животного в руках.

В лекции упоминалось много примеров:

• сексуальная забастовка на краснофигурной тарелке «Лисистрата».

• маргиналии Средневековья. Первые книги с иллюстрациями. «Смеясь, мы расстаёмся со своим прошлым» (Маркс). (Те самые средневековые стикеры и мемы с животными).

• Мифы и сказки так же раскрывались в забавных зарисовках средневековья. Тут упомянули книгу о структуре аутентичной сказки (обида и жестокая месть) - «Морфоло́гия волше́бной ска́зки» — работа В. Я. Проппа, которую мы проходим на курсе Ф.Двинятина в университете.

• карикатуры на моду Марии-Антуанетты. Вычурная одежда, большие причёски. Затем после ослабления власти - порнографические фантазии. Развенчивание образа, борьба с монархией.

• парижский салон - место зарождения современного искусства.

• карикатура - итальянский термин. 1600г появления. Леонардо да Винчи - зарисовки искаженных голов.

• 1748г появление в английском языке (Хогарт - аллюзии на известные произведения искусства)

• карикатуры над русскими («Бристольское объятие»).

• английский юмор так же в текстах. Тимоти Декстер.

• политическая карикатура, как и народный лубок, вспыхивает на фоне военных событий. 20-21 век. (Журналы «Игла», «Спрут», «Красный смех»); Патриотические лубки (Б.Зворыкин); Кукрыниксы.

• После развенчания культа личности Сталина карикатура - сюжеты нравоучения. «Трутни».

• «Мы и Они». У нас и у них. Россия VS Америка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По моему мнению, подобные места возникают по причине желания людей проявить себя оригинально и объединиться в рамках культурно-развлекательного мероприятия, чего так не хватает обществу в эпоху виртуализации.

Пространство выдерживает единый стиль и тему, имеет аутентичную сувенирную продукцию, поднимает настроение. Здесь часто проходят познавательные события и выставки. Место, где можно встретить интересных людей, студентов, художников и лекторов.

Автор статьи: София Каморник

Дата посещения: 08.10.22г.