Убийственно точная характеристика христианских церквей, данная Детеринком в его книге «Фальшивый Павел»
Тот, кто пришел к заключению, что все послания Павла являются псевдоэпиграфическими писаниями первой половины второго века, должен будет смотреть на весь мир раннего христианства с другой, измененной точки зрения. Для такого человека доверенные лица раннего христианства уже не те, что были когда-то. С исторической точки зрения от великих героев раннехристианского периода почти ничего не осталось – но лишь отдаленное отражение, едва ли больше, чем тень. С другой стороны, те фигуры, которые до сих пор имели лишь призрачное существование в церковных преданиях, — раннехристианские нонконформисты и еретики, — начинают постепенно выходить из мрака истории и приближаться к нам своим духом и даже своими писаниями, которые веками, сами того не зная, мы считали и почитали священными творениями апостольских деятелей-основателей. Как мы видели, то, что мы снова и снова можем наблюдать в позднейшей церковной истории, а именно то, что лучшие и наиболее творческие силы перетекали в церковь из ее ересей и что действительная роль церкви по отношению к ним заключалась только в их упорядочении, отборе, догматизации и переработке, очевидно, уже были верны для самых ранних начинаний. Настоящие интеллектуальные импульсы, великие «вдохновения», решающие богословские идеи исходили от еретиков. В этой области Церковь никогда не была особенно богата или замечательно одарена оригинальными идеями — и так было до сегодняшнего дня. [206] Вклад церкви (конечно, гениальный) заключался, скорее, в утонченном присвоении того, что в принципе ей не принадлежало и что она провозглашала своим достоянием лишь с помощью нескольких искусных ухищрений, с небольшими изменениями тут и там. Таким образом, точно так же, как Церковь поняла, как «закулисно отобрать» еврейскую Библию у евреев, объявив ее своим Ветхим Заветом, предвестником их Нового Завета, тем самым завладев одним из важнейших документов в литературном и религиозной истории человечества,205 так и Церковь относилась к своим еретикам. Она понаблюдала за ними некоторое время и тихонько оставила их в покое, предоставив еретикам делать за них свою интеллектуальную работу, — чтобы потом, в нужное время, явиться, присвоить плоды этой работы и объявить их своими. Поэтому отношение Церкви к своим еретикам всегда было двойственным: от них исходили идеи, от которых не хотелось и невозможно было отказаться. Но вместо того, чтобы вернуть им необходимую за это благодарность, в них видели источник великой неуверенности и беспокойства. Угроза для Церкви, исходившая от еретиков из-за их простого присутствия и простого существования, сравнима с раздражающей угрозой, которую испытывает вор, постоянно сталкивающийся со своей жертвой и потому лишенный свободы безмятежно наслаждаться своей добычей. С помощью английской пословицы можно было бы сказать: «Камни бросают только в дерево, усыпанное плодами».