У всех режиссеров бывают фильмы, которые снимались по всей науке, а получились никакими. И тут степень маститости режиссера тут практически не играет никакой роли. Причина? Да все просто – режиссер начинает мерять зрителя по себе.
«Последняя дуэль» Ридли Скотта сильнее всего оплеван историками, и тут я согласен с ними со всеми. После лицезрения турнирных доспехов главных героев в самой заглавной дуэли появляется желание просто прекратить просмотр. Но, увы, это не самое страшное.
Самое страшное в том, что фильм плохой.
С точки зрения кинематографа, все снято хорошо – дорого, красиво, с большими визуальными оммажами к «Гладиатору» в части светофильтров и ракурсов съемки. Актеры играют отлично. И замах был отменный – разбить фильм на несколько частей, показывая события с нескольких точек зрения. Однако, вышло слабо.
Во-первых, повторяя одну цепочку событий три раза, в фильме банально не хватает времени для на дуги главных персонажей. Показывая их два раза из трех чужими глазами, режиссер вынужден показывать их каждый раз другими, но ни разу – цельными образами. Талантливые Мэтт Дэймон, Адам Драйвер и Джоди Комер каждый раз отлично отыгрывают своих героев, но это лишь краткие зарисовки.
Даже второстепенные персонажи, особенно герои Бена Аффлека и Мартона Чокаша, смотрятся более сформированными и цельными, с ясными характером и мотивацией. А главные герои – нет.
Все это, в совокупности с бедным, хоть и стильным визуалом, направленным на формирование у зрителя образа «темного» Средневековья, и откровенно не эпическим сюжетом, было принято зрителем отчаянно плохо. Видимо, на фоне ярких современных исторических фильмов или отчаянно красивых шедевров прошлых лет (наиболее близкий по эпохе, как мне кажется, это «Жанна д’Арк» Люка Бессона) современный зритель, спокойно относящийся и к слабым сюжетам, и к отсутствию логики в действиях персонажей, признал фильм не годным даже по таким низким критериям оценки.
Так что, если вы большой фанат режиссера или занятых в главных ролях актеров, можете фильм глянуть. Не сказать, что это будет прям-таки зря потраченное время, но кинолента эта далеко не шедевр, особенно на фоне прошлых работ Ридли Скотта. Если же вы к ним относитесь прохладно или, тем более, большой фанат исторической достоверности – не смотрите. Чего зря расстраиваться?