344 подписчика

С Оппозитным "Сердцем"

5,5K прочитали

Это сейчас все что имеет рабочий объем меньше "литра" и способно разогнаться меньше 250-300 км/ч не принято считать серьезным мотоциклом, а уж тем более спорт байком. А ведь еще каких то 20 лет назад пределом мечтаний для многих мотолюбителей была Ява-350. Одиночек с рабочим объемом больше 350 кубов тогда просто не выпускалось и не ввозилось, а эксплуатация тяжелых оппозитных мотоциклов без бокового прицепа не допускалась ПДД. Мало кто знает но работы в этом направлении в СССР велись. Результатом разработок стал Иж Юпитер-500, который несомненно должен был стать легендой наших дорог. Но сегодня речь не о нем так как я являюсь поклонником оппозитных моторов речь пойдет о мощном оппозитном ИЖ-500.

Оппозитный Иж-500 (фото из интернета)
Оппозитный Иж-500 (фото из интернета)

К сожалению история создания этой модели как под копирку совпадает с большинством советских перспективных разработок автомототранспорта так и не попавших на конвейер. В 1979 году на ПО "Ижмаш" было принято решение о выпуске мотоциклов класса 500 куб.см, однако Министерство автомобильной промышленности приняло решение не выпускать модели с 500 куб. двухтактным двигателем позже 1990 года. Было принято решение о разработке четырех тактного двигателя. Опыта в постройке четырехтактных двигателей на заводе Ижмаш не было, поступило предложение начать разработку двигателя совместно с Чехословацкой фирмой Ява. Еще в 1936 году на заводе JAWA был разработан двигатель с оппозитным расположением цилиндров.

Двигатель разработки завода JAWA 1936 год (Фото из интернета)
Двигатель разработки завода JAWA 1936 год (Фото из интернета)

Судя по всему двигатель предназначался для малой авиации и имел 36л.с при 4000 об,мин и объеме в 1000 куб.см. Совместному инженерному коллективу была поставлена задача разработать двигатель до 40 л.с и 500 куб.см объема соответственно. Уже к 1985 году была представлена предсерийная модель по названием ИЖ-500.

Оппозитный ИЖ-500 (Фото из интернета)
Оппозитный ИЖ-500 (Фото из интернета)
Оппозитный ИЖ-500 (Фото из интернета)
Оппозитный ИЖ-500 (Фото из интернета)

По некоторым данным было изготовлено около 10 экземпляров этой модели. Как видно по черно-белому фото предсерийная модель существенно отличалась внешним видом в лучшую сторону от модели на фото выше оранжевого цвета снятого на экспозиции в музее техники Вадима Задорожного. Крышки "бардачков" предсерийной модели имели стремительные очертания, а задняя часть мотоцикла чем то походит на дизайн CB-400 примерно 95-98 годов выпуска. К сожалению эта традиция "упрощать" жива в нашем автопроме и по сей день.

Также можно заметить что тенденция к упрощению коснулась не только внешнего вида на представленном ниже фото видно что на предсерийном применялись новые карбюраторы вакуумного типа.

Оппозитный ИЖ-500 (фото из интернета)
Оппозитный ИЖ-500 (фото из интернета)

Но на модели находящейся в музее отчетливо видно К62-65 карбюраторы которые любят за их текучесть на обувь все владельцы Уралов и Днепров.

Двигатель мотоцикла ИЖ-500 (фото из интернета)
Двигатель мотоцикла ИЖ-500 (фото из интернета)

Если присмотреться то на мотоцикле не только два карбюратора но и два топливных крана, возможно это связано с тем что это опытный образец, а то скорее всего при эксплуатации это приводило бы к частым курьёзным ситуациям когда владелец по привычке открывал бы только тот что слева.

Двигатель мотоцикла ИЖ-500 (фото из интернета)
Двигатель мотоцикла ИЖ-500 (фото из интернета)

В целом мотоцикл хорошо показал себя на испытаниях. Двигатель мотоцикла имел мощность 36л.с и 39.2 н.м момента при 496 куб.см объема в то время как двигатели Уралов и Днепров при несколько большем объеме в 650-700 куб.см имеют также 36л.с. Приятным дополнением стала 5 ступенчатая КПП, электростартер,а также вилка с дисковым тормозом.

Так как "сердце" мотоцикла на мой взгляд по большей части Чешской разработки стоит упомянуть и про Яву. Как и в случае с Ижом Ява не сильно изменилась внешне и в ней угадываются черты все той же Ява 350/634.

Мотоцикл Jawa-500 Boxer (фото из интернета)
Мотоцикл Jawa-500 Boxer (фото из интернета)

Модель получила название Jawa-500 Boxer. На мотоцикле был по сути тот же двигатель хотя я и здесь обратил внимание на карбюраторы и здесь они свои Явские почему бы тогда их не применить и на Иже не понятно.

Двигатель мотоцикла Jawa-500 Boxer (фото из интернета)
Двигатель мотоцикла Jawa-500 Boxer (фото из интернета)

В отличие от привычных нам и по сей день двигателей Уралов и Днепров этот силовой агрегат имел совмещенную КПП расположенную в нижней части чем и обусловлено высокое расположение цилиндров, но это позволило уменьшить габариты. Хотя большинство мотоциклов имеет такую компоновку когда КПП совмещена с двигателем в одном блоке это могло стать минусом особенно при неудачной конструкции КПП. Ведь многие мотолюбители оценили возможность ремонта КПП Иж Планета без разборки мотора, а также КПП можно заменить целиком и на мотоциклах Урал и Днепр.

Так же как и в случае с Ижом в Чехословакии Ява тоже в серию не пошла с той лишь разницей что завод Jawa производит мотоциклы и сейчас, а Ижмаш прекратил выпуск мотоциклов в 2008 году.

Это сейчас все что имеет рабочий объем меньше "литра" и способно разогнаться меньше 250-300 км/ч не принято считать серьезным мотоциклом, а уж тем более спорт байком.-10

#назад в 90е #назад в ссср #мопеды #top #техника ссср #мотоциклы ссср #Иж юпитер #ява #МОТОЦИКЛ УРАЛ

Также читайте:

Двухтрубная ИЖ Планета-5
IMZ MOTORS5 октября 2022
Монокарб На УРАЛ Моя Версия.
IMZ MOTORS23 сентября 2022
Самый Популярный Из ИЖей ?
IMZ MOTORS20 сентября 2022
Наши Мопеды 90х
IMZ MOTORS15 сентября 2022
ВСЕ МОПЕДЫ МОКИКИ СССР ТЕХНИКА СССР
IMZ MOTORS14 апреля 2022