Найти тему
Душа на колесах

"Два капитана" и "Святая Анна". Подлинная судьба Ивана Татаринова

Оглавление

«Бороться и искать. Найти и не сдаваться!».

Книга Вениамина Каверина «Два капитана», написанная им еще в 1940 году, стала культовой для нескольких поколении советских подростков. В ней есть все: тайна пропавшей в Арктике экспедиции, приключения длиною в жизнь, дружба, любовь, трудный путь к цели и счастливый финал. Капитан Григорьев отыскал капитана Татаринова. Пусть и спустя целую вечность, но отыскал.

Александр Григорьев. Иллюстрация к роману "Два капитана"
Александр Григорьев. Иллюстрация к роману "Два капитана"

Увы, в реальной жизни все закончилось далеко не так радужно. У капитана Татаринова было несколько прототипов. И один из них – молодой лейтенант Георгий Львович Брусилов, который так же, как и его книжный герой отправился на небольшой шхуне в опасное плавание по северному морю.

Итак, мы с вами переносимся в Российскую Империю 1912 года.

Обстановка в стране относительно спокойная. До Первой мировой еще два года. Успехи полярных экспедиций Нансена, Амундсена и Скотта будоражат российскую общественность.

На волне ажиотажа несколько полярных исследователей при поддержке Гидрографического управления и Русского географического общества решились отправиться в собственные экспедиции. Хотя время было выбрано неудачное.

Георгий Брусилов
Георгий Брусилов

1912 год стал одним из самых холодных в истории. Арктический регион поздно освободился от льда, а лето выдалось суровым и коротким. Дрейфующие айсберги тогда заносило намного южнее, чем обычно, а их количество было просто рекордным.

Кстати, в апреле того же года один из них стал причиной гибели восьмипалубного пассажирского лайнера «Титаник».

Для путешествия Брусилов выбрал старую паровую баркентину «Бленкатра». И хотя, по отзывам экипажа, она была почти как новенькая, ее возраст уже насчитывал почти 45 лет.

Брусилов единственный, кто не искал государственного финансирования. А экспедицию снаряжал на собственные средства, учредив зверобойное общество. К сожалению, ограниченный бюджет сказался на качестве подготовки. Необходимость как можно быстрее вернуть деньги гнала молодого лейтенанта в Арктику, несмотря на опасности.

«Святая Анна»

Только что купленную шхуну сразу переименовали в «Святую Анну» в честь тети Брусилова, которая отправила самую большую сумму на оснащение экспедиции. Надо сказать, что судьба парусника не была простой. Свой путь он начинал как военный корабль, а позже работал в качестве исследовательского судна.

Шхуна приняла участие в строительстве Суэцкого канала и стала первой, кто прошел по нему после торжественного открытия.

Позже корабль перешел новому владельцу, который всерьез занялся его ремонтом. Корпус получил дубовую обшивку и стал прочнее. Теперь толщина борта составляла 70 см. Старую паровую машину заменили более современной, а скорость хода корабля увеличилась до 7,5 узлов – примерно 14 км/ч. Обновленная шхуна ходила к берегам Сибири и по Енисею, посещала Новую Землю и остров Колгуев в Северном Ледовитом океане.

Шхуна "Святая Анна"
Шхуна "Святая Анна"

Теперь видавшему виды паруснику предстояло впервые пройти Северным морским путем под российским флагом.

Плавание

10 августа 1912 года судно наконец-то покинуло Петербург. Следующая остановка – Александровск-на-Мурмане (Полярный) и снова задержка. Часть экипажа сошла на берег, отказавшись от дальнейшего путешествия. Пришлось искать замену.

Только 17 сентября шхуна прошла Карские ворота. Сложная ледовая обстановка замедляла прохождение, а вскоре судно и вовсе оказалось зажато ранними льдами возле побережья Ямала.

Парусник в Антарктиде
Парусник в Антарктиде

Можно было бы сойти с корабля и перезимовать на берегу, но экипаж был полон оптимизма. Запасы рассчитаны на 18 месяцев. Для экономии планировали прокормиться охотой. Ситуация изменилась в октябре, когда южный ветер оторвал ледовое поле и вместе с замерзшим кораблем погнал его на север. Так начался долгий и мучительный дрейф «Святой Анны» в арктическую ночь.

Продолжение: Дрейф "Святой Анны"

#техника #корабли #арктика #арктическиеэкспедиции