«Татарстанские симфоники» отправились в «Бетховен-тур» с испанским маэстро за дирижерским пультом
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского на сцене ГБКЗ им. Сайдашева в минувшую субботу начал гастрольный «Бетховен-тур» (помимо Казани, его концерты пройдут в Москве и Санкт-Петербурге). Коллектив усладил меломанов оригинальным прочтением «Героической» симфонии Людвига ван Бетховена и его увертюры «Кориолан», а также малоизвестного концерта Вольфганга Амадея Моцарта для двух роялей с участием ярких солистов, лауреатов международных конкурсов Филиппа Копачевского и Евы Геворгян. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«У ГАСО РТ есть свой характер»
Главной фишкой вечера стала его интернациональность — австрийская программа прозвучала с испанским флером. Эта занимательная и, пожалуй, уникальная особенность возникла в результате вынужденных кадровых изменений. Именитого худрука ГАСО РТ Александра Сладковского по болезни на время тура за дирижерским пультом заменил Сесар Альварес. И хотя маэстро из испанской Мурсии неоднократно сотрудничал с «татарстанскими симфониками» (превосходными интерпретаторами-традиционалистами венской классической музыки), зрители услышали нового «фламенкового» Бетховена и непривычного сентиментального Моцарта.
«Меня еще 8 лет назад приятно удивил уровень коллектива, — рассказывал перед концертом „БИЗНЕС Online“ Альварес. — ГАСО РТ — оркестр из первой лиги. Сладковский создал в коллективе необычную музыкальную атмосферу, придал ему особое звучание. Есть много оркестров, которые хорошо играют, но свой характер имеют не все. У ГАСО РТ он есть, поэтому сразу после звонка Александра я начал оформлять документы для приезда в Россию».
Об интерпретаторских сюрпризах маэстро также предупредил до начала концерта, хоть параллельно и присягнул на верность авторскому замыслу. По словам Альвареса, «у Бетховена богатая оркестровая фактура, поэтому и Третью симфонию, и „Кориолан“ сегодня играют очень по-разному». «Я не люблю экстремальных прочтений. — продолжает дирижер. — И стараюсь следовать темпам, указанным в партитуре. Однако оба сочинения исполняю так, как понимаю и чувствую».
Лязг мечей и танец фламенко
Дирижерские откровения подтвердились уже с первых минут. Открывший вечер «Кориолан» прозвучал на редкость неспешно и даже вальяжно. Трагедия римского героя-полководца (павшего от мечей своих же воинов) затерялась среди томных глиссандо и кокетливых фиоритур. С легкой руки Альвареса они напоминали сложный, причудливый узор женского танца фламенко.
Однако в кульминациях южный темперамент маэстро добавил «Кориолану» масштаба и аффектированной экзальтации. В сочетании с мощными бетховенскими tutti они возвращали зрителя к заявленной программе (сюжету) увертюры. Особенно ярким и «зримым» оказался момент гибели Кориолана — роковые удары — sforzando оркестра подражали лязгу мечей.
Более классичной в исполнении ГАСО РТ оказалась «Героическая» симфония. Оркестр и верный своему обещанию Альварес любовно воспроизвели все бетховенские темпы и ремарки, нюансы динамики и агогики. Поэтому первое allegro традиционно искрило оптимизмом, траурный марш отдавал сдержанной безысходностью, стремительное скерцо — лукавством, финал — церемонной торжественностью. Достойно коллектив справился и с технической стороной партитуры: по отточенности звука и интонации исполнение больше напоминало запись, чем живой концерт.
Однако пресловутая танцевальность, в целом несвойственная Бетховену, никуда не исчезла. И если первой части она придает обаятельный народно-жанровый тон, то в похоронном марше как минимум неуместна. Что это — осознанный взгляд дирижера или бессознательная тяга к своим корням (вспомним, что дансантность — ключевое свойство испанской музыки) — остается загадкой.
Оптимистичный классик и страстный романтик
Занимательный стилистический микст достиг апогея в моцартовском двойном концерте №10, где солисты представили публике Моцарта как оптимистичного классика, а Альварес и ГАСО РТ — как страстного рефлексирующего романтика. Легкое, графичное звучание роялей сплеталось с вязкими tutti оркестра, а шутливая скерцозность — с щемящей, проникновенной лирикой.
В дуэте пианистов Филиппа Копачевского и Евы Геворгян порадовали гармония и сыгранность, контраст молодости и опыта, сдержанности и темперамента. К тому же в стилистику вечера солисты внесли барочную ноту, исполнив на бис мотет Иоганна Себастьяна Баха «Иисус, моя радость» в переложении для двух фортепиано.
Следующие концерты «Бетховен-тура» пройдут 11 октября в Московском концертном зале «Зарядье» и 12 октября в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича.