Ара́бский халифа́т (араб. خلافة إسلامية — Исламский халифат) — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX веках и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени.
После смерти пророка Мухаммеда(салаллохи алейхи вассаллам) в 632 был создан Праведный халифат. Его возглавляли четыре Праведных халифа: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб (мир им). Во времена их правления в Халифат был включён Аравийский полуостров, Левант (Шам), Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье.
В 632 году пророк Мухаммед (с.а.в.) умер, не оставив после себя наследника, и между мухаджирами (мекканцами) и ансарами (мединцами) начался спор о его преемнике, закончившийся избранием халифом Абу Бакра ас-Сиддика — близкого друга пророка Мухаммеда (с.а.в.) . Между тем, с известием о смерти Мухаммада (с.а.в.)почти вся Аравия, кроме Мекки, Медины и ат-Таифа, отошла от ислама (ридда). Война с вероотступниками позволила Абу Бакру возвратить племена Аравии назад к исламу. Больше всего помог ему в этом опытный полководец Халид ибн аль-Валид, который разбил 40-тысячную армию последователей лжепророка Мусайлимы в так называемой «ограде смерти» при Акрабе (633). Немедленно же по усмирении восстания арабов Абу Бакр, продолжая политику пророка Мухаммада (с.а.в.), повёл их на войну против византийцев и персов.
1-й праведный халиф:
Абу Бакр ас-Сиддик Абдуллах ибн Абу Кухафа ат- Таймй аль - Кураши 27.11.573 (Мекка) - 23.08634г. (Медина, Хиджаз).
Годыправления: 632 - 634гг.
Один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда(с.а.в.) и отец его жены Аиши. После его смерти был избран халифом. Один из десяти обрадованных раем. Сунниты считают его лучшим из людей после пророков и посланников, самым верным и аскетическим из сподвижников пророка Мухаммеда(с.а.в.). Проводил политику расширения границ халифата и исламского мира. Воевал с арабами, пытавшимися вернуться к язычеству с Византией и Государством Сасанидов. Покинул мир после двух лет правления.
Политик. Торговец. Поэт.
До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.
Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.
В 624 году он выдал свою дочь Аишу за Мухаммеда(с.а.в.) и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё в мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиши, никаких свадебных торжеств не было.
Также принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммеда(с.а.в.) и был знаменосцем в битве при Табуке. Сам он не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции — если не считать совершённого в 631 году хаджа и молитв в Медине в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммед(с.а.в.) скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно он предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммеду(с.а.в.), так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху — так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммед(с.а.в.) — только посланник, до которого были посланники. Неужели вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным — Аллах воздаст».
Абу Бакр был мягким человеком, лишённым властолюбия. Согласно классической арабской историографии вообще и воспоминаниям Аиши в частности, он вёл необычайно скромный образ жизни; источником его существования были лишь земельный участок возле Медины и скудное жалованье.
Абу Бакр всячески подчёркивал, что является исполнителем заветов пророка Мухаммада(с.а.в.) и не вносит ничего нового. Дворцев не было, молился рядом с народом, ел рядом с народом и одевался также, как и народ.
2-й Праведный Халиф:
УМАР ИБН АЛЬ - ХАТТАБ
АМИР АЛЬ -МУМИН
Рождение: 590г. , Мекка, Хиджаз.
Смерть: 7 ноября 644г., Медина.
Годы правления: 23 августа 634г. - 3 ноября 644 гг.
Прозвище: Аль-Фарук (различающий).
Был высоким ростом. Как до принятия ислама, так и после Умар (мир ему) был жёстким и требовательным человеком. Походка Умара была быстрой, голос — очень громким. Он был человеком необычайно энергичным, властным и очень вспыльчивым. По словам Малика ибн Анаса, когда Умара что-то раздражало, «он закручивал свои усы».
Его полное имя: Абу Хафс ‘Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн ‘Абд аль-‘Узза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Ка‘б. В день принятия ислама Умаром пророк Мухаммад прозвал его аль-Фарук, что означает «различающий истину от заблуждения». Пророку Мухаммаду были ниспосланы аяты, подтверждающие правильность мнения Умара о пленных, взятых при Бадре, по поводу молитвы за стоянкой Ибрахима возле Каабы, о запрете опьяняющих напитков, о ношении хиджаба и по поводу других важных вопросов. Деятельность Умара была высоко оценена Мухаммадом(с.а.в.), так что однажды он сказал: «Если бы после меня был пророк, то им был бы Умар ибн аль-Хаттаб». В суннитской традиции Умар ибн аль-Хаттаб входит в число десяти обрадованных вестью о рае.
Умар обладал суровым характером и до 616 года был ярым противником ислама. Пророк Мухаммед молился, прося:
«О Аллах, укрепи ислам посредством того из этих двоих — Абу Джахля ибн Хишама и ‘Умара ибн аль-Хаттаба, — кого Ты любишь больше!»
Однажды он даже решил убить пророка Мухаммеда за то, что тот призывал арабов отойти от религии предков и порочил поклонение идолам. По дороге к Мухаммеду он встретил Нуайма ибн Абдуллаха, который рассказал ему о том, что его сестра и зять стали мусульманами. Вернувшись домой, он обнаружил свою сестру с мужем за чтением аятов из суры «Та Ха» и в ярости начал избивать своего зятя. Успокоившись, Умар ознакомился с содержанием Корана и заинтересовался исламом. После этого Умар ибн аль-Хаттаб отправился в дом аль-Аркама, где находился пророк Мухаммад и другие мусульмане, и засвидетельствовал свою веру перед ним.
После переселения в Медину Умар ибн аль-Хаттаб стал одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда и выдал за него свою дочь. Он активно участвовал во всех важных делах молодого мусульманского государства.
Реформы.Править
Государственное управление:
Сложившаяся ситуация потребовала от Умара принятия ряда мер по организации административно-фискального аппарата и принципов распределения огромных доходов. Важнейшей из них была выплата жалованья (ата) и продуктового пайка (ризк) всем асхабам вместо раздела завоеванных земель. Окончательно оформить эту систему удалось только в 640 году. Одновременно с этим были установлены размеры хараджа и джизьи. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную. После завоевания Египта в Мекку и Медину стала поступать оттуда пшеница. Это сыграло особенно важную роль во время голода, обрушившегося в 639 г. на Палестину, Сирию и Ирак.
Благодаря Умару были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи — кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.
В апреле 637 года халиф Умар ввёл новую систему летоисчисления. Новая эра начиналась с года переселения (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.
По предложению халифа, городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть — 38-46 см), а второстепенных — 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путём обмана покупателя».
Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области Халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже I—II вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.
Оценка деятельности:
ПравитьНезаурядные личные качества Умара, его талант и умелое управление государством привели к великим успехам Арабского халифата.
Победы в битвах при Ярмуке, Кадисии, Нехавенде позволили разгромить таких грозных соперников, как Византия и Персия.
Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил. Он был жёстким, но справедливым правителем.
Умар сыграл исключительную роль в деле распространения ислама. Благодаря его завоеваниям, население обширных территорий от Персии до Северной Африки ознакомилось с исламом и мусульманами. Спустя некоторое время многие из этих народов примут ислам.
Умар также был толкователем Корана, знатоком хадисов и мусульманского права (фикха).
Суннитская историческая традиция высоко оценивает деятельность Умара, представляя его идеальным правителем. Сунниты представляют его благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам и беспощадным к врагам.
При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. После битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы уступили арабам Иерусалим. Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб вошёл в город один, при этом одетый в простой плащ. Местное население было изумлено такому виду их завоевателя — оно было приучено к пышным и роскошным нарядам византийских и персидских правителей. Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония и сказал: «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены». Затем Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда, по преданию, Мухаммад вознесся (мирадж) на небо к Аллаху. Софроний не хотел сразу показывать то место, на котором раньше стояли величественные Иерусалимские храмы (первый и второй), а ныне находилась мусорная свалка. После долгого упорства патриарх привёл Умара на эту гору и рассказал о её истории. Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и вновь помолился. И тут спросил он Софрония о том, где находился тот самый храм. Патриарх решил обмануть Умара и сказал, что в северной части горы. Но рассудительный халиф не поверил словам Софрония, и приказал поставить мечеть в южной части горы, где она по сей день и находится.
«Когда Иерусалим был завоёван арабами, халиф Омар первым делом восстановил „Храм Господень“. С помощью своих главных военачальников предводитель правоверных совершил благочестивые деяния: он расчистил землю собственными руками и наметил основания величественной мечети, чей тёмный и высокий купол венчает вершину горы Мориа».
— из «История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла», написанная Ч. Дж. Аддисоном, эксквайром из Внутреннего Темпла.
Другой вариант легенды о том, как 'Умар ибн аль-Хаттаб нашёл храм и совершил намаз на его месте, содержится в сборнике хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля (начало и середина 9 ст.). «Убейд ибн Адам рассказывал, что слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил Ка‘ба аль-Ахбара: „Где мне лучше совершить намаз?“ Ка‘б ответил: „По-моему, тебе следует совершить намаз позади скалы, чтобы весь Кудс был перед тобой, как на ладони“. ‘Умар возразил: „Ты уподобляешься иудеям. Я не стану делать этого. Я совершу намаз там, где это сделал Посланник Аллаха“. Он обратился лицом к кибле, совершил намаз, а затем отошёл в сторону, расстелил свой плащ и начал.
собирать в него сор, и люди стали делать то же самое».
Умар (мир ему) был человеком, который имел титул правителя при этом, он жил и одевался как обычный человек, он молился вместе с народом, ел вместе с народом, но и контролировал народ, чтобы все были честными и боялись Бога.
Умар (да будет доволен им Аллах) был превосходным лидером. Он строго следовал принципу равенства и проявлял уважение ко всем, включая немусульман. Повелитель правоверных был одним из самых выдающихся лидеров, которых когда-либо знал мир. Время его правления считается в Исламе Золотым веком. Он серьезно потеснил на мировой карте две крупнейшие империи того времени – Византию и Сасанидскую Персию.
Тем не менее, Умар (да будет доволен им Аллах) всегда предпочитал мир войне. Он приказывал своим войскам не причинять вреда мирным жителям и никогда не принуждать местные народы принимать ислам, впервые создал аналог современной полиции, учредил пособия по бедности, возводил крепости и форты, учредил государственную казну и суд, развивал сельское хозяйство и экономику, а также основал систему образования.
Его жизнь – это кладезь мудрости, частью которой мы хотим поделиться и с вами. Ниже приведены высказывания Умара бин аль-Хаттаба:
1. Проповедуя другим, не забывай о себе.
2. Терпение – основа веры.
3. Роскошь не вечна.
4. Никакая вина не сможет изменить прошлого, как и никакое беспокойство не может изменить будущее.
5. Лучший способ победить врага – быть вежливым
6. Указывающий на твои ошибки – твой друг. Восхваляющий тебя на словах – твой палач.
7. Пусть ваша любовь не станет привязанностью, а ваша ненависть не обернется разрушением.
8. Не печальтесь о том, что прошло, если это не заставит вас усерднее работать над тем, что должно произойти.
9. Чем меньше привязанность к миру, тем легче твоя жизнь.
10. Будьте достойны, честны и правдивы.
ИСТОЧНИКИ: