«Любви все возрасты покорны». Понимаешь, насколько прав был классик, когда смотришь замечательный фильм 1984 года «Продлись, продлись очарованье…», снятый по мотивам повести Валерии Перуанской «Кикимора».
Режиссер Ярополк Лапшин, известный по кинолентам «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы», взял для названия фильма строки гениального стихотворения Федора Тютчева.
И это далеко не случайно. Ведь представленная на экране история очень лирична. Есть в ней печальная нота угасания, предзакатного расставания. И все это превосходно воплотили на экране великие актеры – Олег Ефремов и Ия Саввина. Прекрасный, трепетный дуэт, сумевший так убедительно и искренне показать историю поздней любви.
Кратко вспомним сюжет. А, вернее, его завязку.
Посреди суматошной повседневности встречаются два одиночества. Он – Антон Николаевич, очень импозантный мужчина-вдовец пенсионного возраста, всю жизнь занимавший руководящие посты. Она – Анна Константиновна, милая, скромная труженица гуманитарного профиля, совсем недавно ушедшая на заслуженный отдых. И хотя оба – личности деятельные, привыкшие творить и трудиться (он хочет написать книгу, она – опубликовать свои стихи), все же душевного тепла, родственной души не хватает ни ему, ни ей.
Сегодня кажется смешно, что, в общем, не очень старых людей (только что вышли на пенсию) представляют в фильме такими солидными, делают упор на их преклонные лета чуть ли не ежеминутно. Практически в каждом кадре. (То ли дело нынешние резвые и молодящиеся пенсионеры). Но, что поделать, сорок лет назад бытовали именно такие представления.
Дело, однако, не в этом.
Когда начинает разворачиваться эта, в общем, бесхитростная история, осознаешь: как они прекрасны, эти не очень молодые люди, осененные светлым и созидающим сиянием любви (не могу обойтись без патетики, она здесь к месту).
Очень интересно и приятно наблюдать те сцены в фильме, где показано общение новоявленных влюбленных. Их знакомство, посиделки у нее дома, у него на даче. Нам не показано развитие этих отношений. Они представлены зрителю на этапе становления. И все же главное абсолютно ясно. Например, то, что встретились два порядочных, интеллигентных человека, которые почувствовали родственную душу друг в друге, которые способных трепетно, бережно и с уважением отнестись к жизненному опыту, внутреннему миру друг друга. Вот именно этому, как мне кажется, вполне могут позавидовать и некоторые влюбленные значительно младшего возраста.
Очаровывают несколько старомодные манеры Антона Николаевича.
Понимаешь, насколько он хорошо воспитан. При этом очень симпатично его поведение мужчины, когда даже в мелочах он быстро и решительно берет инициативу в свои руки: например, настаивает на совместном проживании, предлагает с доброжелательной настойчивостью вместе писать книгу. Анна Константиновна, на первый взгляд, совершенный антипод ему. Таких, как она нередко в народе называют «не от мира сего». Но в этом-то и ее прелесть. За это и полюбил ее такой достойный человек, как Антон Николаевич.
Анна Константиновна – этакая тургеневская барышня в летах. Нерешительная, несмелая. Но очень порядочная, ответственная. Ее пугает настойчивость нового друга. Она привыкла анализировать свои поступки. И хотя ее также захватило любовное чувство, она не решается думать о хорошем. Чего-то боится….
Начало отношений Антона Николаевича и Анны Константиновны, бесспорно, предвещает интересное их развитие. Увы, этого не происходит. Развязка печальна…
А все потому, что вступает в свои права извечный и неотвратимый конфликт отцов и детей.
В фильме «Продлись, продлись очарованье…» есть один очень отрицательный персонаж.
Татьяна, дочь Антона Николаевича. Именно она, как ни страшно это звучит, отчаянно не желает счастья своему отцу. Люто ненавидит женщину, в которую он влюблен. И, в конечном счете, способствует его новому (уже фатальному) приступу инфаркта…
Такая вот грустная, но светлая в то же время история. О том, что бессмертно очарование любви. И о том, что она прекрасна.
Оставляйте свои мнения и рассуждения в комментариях.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!
И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ