1,6K подписчиков

Photoshop для художников, которые никогда не рисовали в Photoshop: знакомим с программой и ее функционалом

Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки. И здорово облегчат рабочий процесс, когда их освоишь. Наш гайд по Photoshop поможет тебе разобраться с интерфейсом программы и главными особенностями рисования в digital.
Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки.

Ты спросишь: почему именно Photoshop? Ведь программ для рисования так много. И правда, немало. Но Photoshop — самая всеобъемлющая: здесь есть все, что нужно для работы с растровыми картинками.

Что это такое? Есть два главных вида статичных цифровых изображений: растровые и векторные. Растровые изображения состоят из маленьких точек, пикселей. Они создаются так же, как и рисунки на бумаге: ты водишь кисточкой по цифровому холсту, появляется изображение. Функционал всех приложений для растрового рисования в целом похож: базовые принципы, с которыми мы сегодня и будем знакомиться, те же в любом софте. А векторные картинки делают с помощью кривых — ты создаешь формы и складываешь рисунок из них. От традиционного рисования такая работа очень далека. Главный софт для векторных художников — Adobe Illustrator. Но это совсем другая история, и возвращаться к ней мы больше не будем.

Прежде чем начать знакомиться с Photoshop, обсудим еще два момента. Первый — на каком языке лучше устанавливать программу? Художники единодушны: работать лучше с английской версией. Ты наверняка будешь смотреть туториалы от разных артистов, и большинство будут работать с англоязычным интерфейсом. Так что лучше сразу привыкнуть к английским названиям.

Второй момент — если настроен заняться цифровым рисованием всерьез, купи планшет и стилус. Рисовать через тачпад ноутбука или мышкой можно, но это усложнит задачу примерно в 1000 раз. А с планшетом рисовать так же легко, как карандашом по бумаге. Если у тебя Ipad, его тоже можно использовать с маком как планшет. Но для этого понадобятся платное приложение Astropad или Sidecar — бесплатная встроенная фича от Apple. Встроена она, правда, далеко не во все маки — ищи список в сети.

А теперь наконец откроем сам Photoshop — дождались!

Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки.-2

Первое, что ты увидишь в открывшемся окне — материалы от Adobe: рассказы о новых фичах программы и не только. А еще — последние изображения, с которыми работал. Но тебе нужно взглянуть налево и нажать на кнопку Create new, чтобы создать новый файл. Рисовать будем в нем.

Photoshop сразу предложит тебе задать параметры этого файла: название, размер, разрешение, цветовую схему и цвет фона. Из всех этих параметров вопросы наверняка вызовут два, Resolution и Color mode.

Resolution — это количество пикселей на 1 дюйм, от которого зависит четкость изображения: чем больше пикселей, тем четче картинка. Это актуально в основном для печати, либо в работе с действительно детальными изображениями. Мы же сегодня ничего подобного не планируем.

Color mode — цветовой режим. Они бывают разными, и это, опять же, больше актуально для тех, кто делает что-то под печать. У типографий есть свои требования к заказам, а мы можем спокойно работать в RGB.

Поэтому в этом окне можешь ничего не трогать и просто задать нужный размер. Например, 20 на 20 сантиметров.

Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки.-3

Теперь перед тобой чистый холст — и сам интерфейс Photoshop. Сверху — стандартная панель управления. Слева — панель инструментов. Справа — открытая вкладка Layers, то есть слоев. К ним мы еще вернемся позже, это едва ли не главная фишка рисования в digital. Вокруг самого рабочего поля с холстом — линейки, показывающие размер. Если тебе нужны направляющие на холсте, чтобы, например, сразу обозначить границы, за которые выходить не будешь, можешь вытянуть их прямо из линеек. Для этого кликни на линейку левой кнопкой мыши и, удерживая ее, тащи появившуюся линию на холст. Вот и все! Ну а внизу ты увидишь счетчик масштаба, показывающий, насколько уменьшен сейчас относительно его реального размера твой холст.

Если чего-то из описанного ты не видишь, нестрашно. Посмотри на верхнюю панель управления. Линейки ты найдешь во вкладке View, там они обозначены как Rulers. А теперь щелкни на вкладку Window. В ней полный список всех окон, которые можно вызвать и закрепить на главном экране. Две основных и самых универсальных, которые точно пригодятся — уже упомянутая Layers и History. В History собрана история всех изменений проекта. Если поймешь, что что-то сделал не так на очень раннем этапе, и все нужно начинать заново, полчаса сидеть и кликать Undo не придется. Кстати, и не получится: отменить таким образом можно только три последних шага. Но всегда можно найти и удалить нужное действие в ветке History — и с ним удалятся все следующие.

Теперь пройдемся по остальным вкладкам верхней панели управления.

Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки.-4

В File — базовые вещи: отсюда ты можешь создать новый файл, открыть какое-то изображение из уже имеющихся на компьютере, сохранить проект. Здесь же располагаются функции экспорта, импорта и работы со скриптами — автоматизированными сценариями действий. Но тебе все это в ближайшее время не понадобится.

В Edit — полезные базовые функции: отмена действия Undo, возврат Redo, а также привычная тройка Cut, Copy, Paste. Но все эти действия лучше активировать горячими клавишами, а не через вкладку: сами наборы клавиш стандартные, как и в любой программе. Даже в Word. Также именно здесь находятся модификаторы размера и форм Scale, Warp и Transform. Управление трансформированном в Photoshop не самое интуитивное и удобное, (если сравнивать с планшетным Procreate) но, к счастью, работать с этим особенно много нам и не придётся.

В Image собраны основные функции для регулировки изображения: здесь можно изменить контрастность, яркость, цветовой баланс, тон, наложить фильтр. Но это все в большей степени фишки для фотографов. Также именно в этой вкладке ты найдешь изменение размера самого изображения или же рабочего холста.

Layers — вкладка для работы со слоями, к которым мы еще вернемся. В Type — с текстом, а в Select — с выделенными объектами или зонами. В Filter собраны разные эффекты, меняющие изображение: можно добавить шумов, можно дымки, можно исказить рисунок, закрутив его спиралью. Конечно, все это тебе не нужно. И, кстати, именно в Filter можно найти знаменитый Liquify: ту самую функцию, благодаря которой много лет люди уменьшали себе талии и увеличивали глаза.

Увидев вкладку 3D, ты наверняка удивишься. Да, в Photoshop можно работать и с 3D. Щелкни еще раз на панель Window, а в ней — на Workspace. Теперь ты видишь, как широки на самом деле возможности Photoshop: работает он не только с редактированием фото и созданием digital-картин, а еще с 3D и анимацией. Существенно интерфейс поменяется только при переходе в режим Motion. Тогда в нижней части экрана появится таймлайн. Хотя его, конечно, можно вызвать в любом режиме через Window.

Последняя вкладка Help вряд ли вызывает вопросы. Хотя подсказки программа навязчиво выдает даже тогда, когда не трогаешь Help, а просто наводишь курсор на любую кнопку. Сперва всплывающие окошки полезны, со временем начинают раздражать. В тот момент, когда время придет, вспомни: отключить подсказки можно в настройках.

А теперь пройдемся по панели инструментов. Она слева.

Если до этого тебе приходилось открывать хотя бы Paint, многие инструменты Photoshop тебе уже знакомы: даже по иконкам можно узнать те же карандаш и пипетку, которые выполняют ровно те же привычные функции. Но на всякий случай пройдемся по всем. За некоторыми иконками прячется по несколько инструментов. Если видишь в углу точку, нажми на иконку правой кнопкой мыши, тогда откроется полный список.

Итак, пойдем сверху вниз.

Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки.-5

В верхней части собраны технические инструменты для работы с выделением, вставкой и обрезкой холста.

Move Tool используется для перемещения всего: и выделений, и направляющих, и слоев.

Artboard Tool — инструмент для веб-дизайнеров, помогает делать макеты под разные размеры экранов.

Rectangular Marquee Tool, Elliptical Marquee Tool — позволяет выделить часть картинки прямоугольником или овалом. Квадратом или кругом, если зажат Shift.

Single Row Marquee Tool, Single Column Marquee Tool: первый выделяет одну строку пикселей в изображении, второй — один столбец.

Lasso Tool, Polygonal Lasso Tool — инструменты для выделения объектов произвольной формы: можете рисовать любой контур. А Magnetic Lasso привязывает контур выделения к краям объекта, помогая в работе.

Object Selection, Quick Selection — еще пара инструментов выделения. В той же вкладке прячется Magic Wand, “Волшебная палочка”, которая щелчком мыши выделяет области одинакового цвета.

Crop Tool обрезает изображение. Slice Tool делит его на части (“срезы”) — выбрать конкретные фрагменты можно через Slice Select. А Frame Tool создает фрейм, в который можно вставить изображение.

Eyedropper Tool, то есть пипетка. Позволяет брать образцы цвета с картинки. Есть еще такая же для 3D-материалов. А Color Sampler Tool показывает информацию о цветах в выбранной части изображения.

Также в этом слоте прячутся Ruler, Note и Count. Из них интересны первые два. Ruler, он же “Линейка”, все измеряет и поможет разместить элементы на странице. А с помощью Note можно оставлять текстовые заметки к изображению — и для себя, и для членов команды, с которыми работаешь над проектом.

Дальше — целая группа инструментов “лечения”, которые помогают ретушером обрабатывать фотографии. В рисовании использовать ты их будешь редко. Они позволяют копировать и переносить текстуры из одной части изображения в другую. Так же работают и инструменты из группы Stamp. А кисти из группы History Brush позволяют вернуть кусок изображения с более ранних шагов работы.

А теперь — к главным инструментам для рисования.

Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки.-6

Основные находятся во вкладке Brush. Первый и основной — сама Brush, то есть кисть. Второй — Pencil Tool, карандаш.

Работают они по тому же принципу: и кистью, и карандашом можно оставлять на холсте мазки любым выбранным цветом. Brush рисует более мягкие, с чуть размытыми краями, а Pencil — твердые и резкие, более подходящие для тех, кто работает с графикой.

В Photoshop есть разные встроенные кисти, которые оставляют разный след, могут имитировать материалы и эффекты, реагировать на силу нажатия стилуса. Во встроенном наборе выбор не так широк, но всегда можно скачать дополнительные. Чтобы посмотреть, какие кисти есть у тебя сейчас, нажми на инструмент Brush и посмотри наверх. На верхней панели появились дополнительные настройки. Нажми на иконку с папкой, и откроется отдельное окошко со всей информацией по кистям и их свотчами — примерами следов, которые они оставляют на холсте. Доверять свотчам можно, но лучше проверить, как каждый выглядит на практике. Попозже — пока выбери стандартную, Soft или Hard Round.

Два главных параметра, которые можно настроить у каждой кисти — Size и Hardness, размер и жесткость. Меняя показатель размера, ты просто увеличишь или уменьшишь толщину линии. Меняя показатель жесткости, сделаешь линию более четкой или более размытой. Самый простой способ добраться до обоих параметров — через верхнюю панель с настройками кисти. Взгляни на нее и увидишь кружок с цифрой — цифра показывает размер твоей кисти, а по картинке можно примерно понять, какая жесткость кисти сейчас выбрана. Кружок максимально четкий, с резкими краями — значит Hardness близка к 100 процентам. Кружок размытый — показатель этого параметра уменьшен. Щелкни на кружок, и тебе откроется панель, на которой Size и Hardness можно изменить.

Пришло время рисовать! Начнем с линий — выбери подходящий тебе размер кисти и нарисуй первую с максимальной жесткостью: для этого нужно сдвинуть ползунок Hardness на максимум, до 100.

Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки.-7

Как рисовать? Просто кликнуть на рабочее пространство и провести линию. Да, все так просто. Если ничего не нарисовалось, а вместо линии появилась табличка с текстом Could not complete your request because no layers are selected, тебе нужно открыть вкладку Layers — то есть слои, к которым мы уже обещали вернуться. И опять обещаем — чуть позже. Вкладка Layers может быть уже открыта, в таком случае ты увидишь ее с правой стороны. Если же ее там нет, вспоминаем традиционный маршрут: Window из верхней панели управления — и Layers. Там ты увидишь миниатюрное изображение своего холста. Выдели его, просто кликнув левой кнопкой мыши — все, слой активен, можно работать.

Первая линия есть — теперь уменьши показатель Hardness и нарисуй еще под ней. Повтори то же самое, пока не дойдешь до нуля. Просто чтобы понять, как выглядят линии с разной жесткостью. Линии с высокой жесткостью подходят для рисования контуров, с низкой — для покраса работы.

Простые линии и геометрические фигуры можно рисовать и иначе, через встроенные геометрические инструменты Photoshop. Для этого найди на панели инструментом изображение прямоугольника, Rectangle Tool. В этой вкладке прячутся также прямая, эллипс, шестиугольник и другие формы. Пользоваться всеми этими инструментами просто: нужно просто щелкнуть на поле для рисования левой кнопкой мыши и, удерживая ее, вытягивать фигуру нужного размера. Если при этом зажать шифт, прямоугольник превратится в квадрат, а овал — в круг. Толщину линии или заливку фигуры нужно настроить отдельно в верхней панели, которая появится автоматически при выборе инструмента. Но всеми этими инструментами в рисовании пользуемся мы редко, они подходят скорее для графических дизайнеров. Нам же нечасто нужны идеально ровные фигуры, и рисуем формы мы в большей степени от руки.

А теперь избавимся от своих художеств. Для этого нам понадобится инструмент Eraser, то есть Ластик. Он работает так же, как все кисти, и имеет те же параметры размера и жесткости. Но не добавляет пиксели, а убирает их. Сотри все линии, которые нарисовал — можешь опять поэкспериментировать с параметрами жесткости. Также убрать нарисованное ты можешь через вкладку History, выбрав первое совершенное действие и удалив его.

Все, что мы рисовали до этого, было черным — или белым, в зависимости от настроек цвета. Но цвет, с которым работаешь, можно в любой момент поменять через палитру. Ее ты найдешь внизу панели инструментов. Посмотри налево и вниз — и увидишь два накладывающихся друг на друга квадрата. Первый, верхний — тот, которым рисуешь. Второй — фоновый. Поменять их местами можно, нажав двустороннюю стрелку, расположенную на углу обоих квадратов. А для того, чтобы выбрать новый цвет, нужно кликнуть на один из квадратов, это вызовет палитру. Здесь ты, передвигая ползунок на узкой правой панели, можешь выбрать нужный цвет. А в самом цветовом поле, просто кликнув на любом месте, подобрать подходящий его оттенок.

Еще один инструмент для набора цвета на кисть — Eyedropper tool, уже упомянутая “Пипетка” с Панели инструментов. Она копирует любой цвет, уже использованный на холсте. Достаточно просто нажать на кусок, где он используется.

Теперь, когда новый цвет выбран, нарисуй на холсте любую замкнутую фигуру. Например, слона — как в “Маленьком принце”, проглоченного удавом. Или, для людей без воображения, шляпу. Пришло время познакомиться с еще одним инструментом, который прост и понятен в использовании — с заливкой. Или, в английской версии, Paint Bucket, ведром краски. “Ведро” заливает выбранным цветом любой замкнутый объект или все пиксели, объединенные в линию. Возьми любой цвет, отличный от того, что уже использовал, и выбери на панели инструментов Paint Bucket. Если кликнешь на контур своей шляпы, цвет изменит он. Если на пока пустое поле внутри, контур останется прежним, поменяется только внутренний цвет.

Следующей за заливкой идет группа инструментов Blur, Sharpen и Smudge. Первый

размывает области, которые им закрашиваешь. Второй — наоборот, обостряет. А третий, со значком пальца, также размазывает уже использованные цвета, позволяя смешивать их, размывает границы. Уровень смешения можно контролировать с помощью параметра интенсивности. В целом пользоваться и Blur, и Smudge стоит аккуратно: велик риск того, что смешанные таким образом цвета получатся мыльными, размытыми, и тогда картинка будет выглядеть грязной и небрежной.

Сложные цветовые переходы лучше создавать, пользуясь палитрой и выбирая цвета, сходные с теми, что уже были использованы. Тогда переход получится более естественным — и без мыла. Также его можно сделать с помощью инструмента Gradient, который прячется под одной кнопкой с Paint Bucket — но этот инструмент больше подходит либо для больших поверхностей, либо в целом скорее для графических дизайнеров, чем художников.

В следующей группе объединены инструменты Dodge, Burn и Sponge. Dodge осветляет выделенные области и может использоваться для создания, например, бликов. Burn Tool затемняет. А Sponge меняет насыщенность цвета.

Pen Tool и все, что скрывается за ним, — инструменты для создания векторной графики. За кнопкой с буквой T прячутся функции для добавления текста. А Hand Tool и Rotate View Tool нужны для навигации по холсту: они помогают перемещаться по рабочему полю рисунка или поворачивать его для удобства. Ну а за лупой скрывается масштаб: здесь можно регулировать размер отображаемой площади. Впрочем, регулировать его можно и на нижней панели, вручную поменяв процент увеличения. Или, еще проще, через клавиатуру — всего лишь зажав Cmd или Ctrl и клавишу плюса или минуса.

На этом краткий обзор инструментов Photoshop можно считать законченным — понадобятся тебе в работе далеко не все возможности, которые предлагает программа. Многие из них предназначены по большей части для фотографов, какие-то — для графических дизайнеров. Твоими же основными инструментами станут станут кисти, ластик, микс-кисть и, пожалуй, лассо.

А теперь пришло время поговорить о том, к чему мы обещали вернуться на протяжении ом своего текста — к Layers, слоям. И заодно к маскам.

Главное отличие между диджитальным и традиционным рисованием помимо того, что любое неудачное действие можно просто отменить — возможность работать со слоями. Выносить каждый отдельный элемент или этап работы на отдельный лист, при необходимости исправляя только то, что находится на нем. И не задевая других элементов. В традишке какая-нибудь ошибка, сделанная на раннем этапе, может стать приговором — ее уже никак не исправить. В диджитале же неисправимых вещей нет: если ты, конечно, не нарисовал все в одном слое.

Итак, найти слои можно во вкладке Layers — нужное окошко появится слева. Посмотри на свое окно слоев. Сейчас там лишь один фоновый, Layer 0. Чтобы добавить новый, взгляни в самый низ окна и среди прочих кнопок найди Create a New Layer. Пустой новый слой после нажатия создастся автоматически и встанет над предыдущим. Чтобы переименовать его, кликни дважды по названию — и впиши любое, которое захочешь. Чтобы удалить слой со всем его содержимым, выдели его и снова посмотри в нижнюю часть окна. Там активировалась новая кнопка, с изображением мусорной корзины — Delete layer. Она и удалит любой выбранный слой. Какие еще базовые настройки есть у слоев? Параметр Visibility — ты в любой момент можешь включить или скрыть любой из своих слоев, нажав на значок глаза рядом с его названием. Еще одна базовая функция, доступная прямо из окна Layers, — Opacity, прозрачность.

Сейчас посмотрим, как она работает. Выбери любой цвет в палитре и инструмент Paint Bucket. Залей цветом свой новый слой — не фоновый, на котором уже красуется слон или шляпа, а пустой, стоящий над ним. Теперь шляпа пропала: перед тобой только пространство, залитое цветом. Подними глаза на спектр Opacity и сдвинь ползунок к меньшему значению — интенсивность цвета с верхнего слоя уменьшится, сквозь него проступит картинка с нижнего. А если ползунок Opacity сдвинуть до 1-2 процентов, у изначального рисунка останется лишь легкий, едва заметный оттенок.

Рядом с прозрачностью ты увидишь еще один блок: сейчас там написано слово Normal. Это режим наложения — от того, какой режим выбран, зависит то, как твой слой взаимодействует с остальными. Выбери свой слой, только что залитый краской и верни Opacity на 100 — для наглядности. А теперь нажми на Normal — и увидишь список со всеми существующими режимами наложения. Можешь быстро пролистать их, не нажимая, а просто переводя курсор. И посмотри, как каждый влияет на твою изначальную картинку.

Порядок слоев можно легко поменять. Для этого нажми на слой, который нужно передвинуть, и, зажав его, перемести на нужное место. Теперь ты можешь вернуть параметр прозрачности цветного слоя на 100 процентов и поэкспериментировать с прозрачностью изначального рисунка, который теперь оказался наверху.

Еще одна полезная функция, доступная прямо из меню, без углубления в дебри — возможность заблокировать слой. Так ты не сможешь случайно внести изменения в заблоченный слой, даже если каким-то образом зайдешь в него, перепутав с другим. Эта функция отмечена кнопкой с замком.

Кроме обычных слоев есть еще корректирующие. Их используют для того, чтобы изменить что-то в работе, не меняя безвозвратно саму нарисованную базу. И, например, прикинуть сразу несколько вариантов обработки своего рисунка, чтобы потом выбрать один, самый лучший. Здесь можно поэкспериментировать с яркостью, насыщенностью цветов и другими параметрами.

Выбери слой с основным рисунком и на нижней панели в окне слоев выбери кнопку

Create new fill or adjustment layer. При нажатии появится список разных доступных корректирующих слоев. Выберешь один — и появится окно с настройками нужного параметра. В первой группе три заливочных слоя: один заполняет холст цветом, другие — градиентом или выбранным узором. Во второй группе идут слои, управляющие яркостью и контрастностью. За ними следует группа управления цветом, а в конце расположен блок со специальными корректирующими слоями: Invert, Posterize и так далее. Смотреть, как все они работают, лучше на практике. Важный момент: если ты посмотришь на свой корректирующий слой, то увидишь между ним и тем слоем, к которому он привязан, значок скрепки. Если нажать на скрепку, она пропадет, и тогда изменения корректирующего слоя применятся ко всем рабочим слоям, расположенным под ним.

Еще одна полезная штука, существующая в Photoshop — маски. Их используют для того, чтобы ограничить рабочую зону внутри холста. С помощью маски можно временно скрыть отдельные элементы рисунка — для этого существует маска слоя. Она создается, если нажать на прямоугольный значок в нижней части экрана при выбранном слое. Эта кнопка называется Add layer mask. Также пригодится тебе и знакомство с обтравочной маской. Она создается из готового слоя. Посмотрим, как. Выключи видимость всех слоев и создай два новых. На одном нарисуй черный круг. Другой с помощью инструмента Paint Bucket залей любый цветом, отличным от черного. Помести слой с кругом под слой, залитый краской. А теперь нажми на красочный слой правой кнопкой мыши и выбери в появившемся меню Create Clipping Mask. После этого выбранный тобой цветной слой станет обтравочной маской для нижнего с кругом. Как ты видишь, у тебя в итоге получился цветной круг. А все остальное, что выходило за границы нижнего слоя, пропало — так работают clipping masks.

На этом первую встречу с Photoshop можно считать законченным — теперь интерфейс главной программы для цифрового рисования тебе знаком. Как и основные функции, которые сразу пригодятся тебе в работе. Это тот случай, когда познавать все лучше на практике — так что начинай рисовать! И скоро и слои, и маски, и режимы наложения перестанут казаться чем-то странным и непонятным. А рисование в традишке начнет казаться, наоборот, далеким. Как это — рисовать без возможности нажать Ctrl+Z?..

Рисовать на бумаге и рисовать в digital — две совершенно разных истории. У программ для цифрового рисования очень много функций, которые удивят художника, пришедшего из традишки.-8

Если хочешь углубиться в цифровое рисование, к нам немало курсов, которые помогут разобраться во всех тонкостях — например, наш курс по концепт-арту.

За год ты станешь профессиональным концепт-художником. Научишься рисовать и персонажей, и окружение, необходимые для игр — под руководством профессиональных digital художников.