1,4K подписчиков

Гений и злодейство: как это совмещалось в Леонардо да Винчи, рассказывает Юрий Грымов в своём новом спектакле

180 прочитали

И как, вообще, в одном человеке могут уживаться одновременно добро и зло? Как он — мы — выбираем, на чьей мы стороне? Как рождаются великие идеи, открытия и творения? И обязательно ли для этого отказываться от мирской жизни, от простых человеческих чувств?

Обо всём этом режиссёр продолжает размышлять во второй часть трилогии «Антихрист и Христос» («Пётр», «Леонардо», «Иуда?»).

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

В постановке исследуется личность великого художника Леонардо да Винчи, который, по мнению режиссёра, «сочетал в себе в абсолютно равной пропорции добро и зло, и Христа, и Антихриста». Он выполнял заказы вельмож и закрывал глаза на их преступления. Писал святых и препарировал трупы. Создавал «Тайную вечерю» и в то же время обдумывал устройство мины с наибольшей убойной силой…

Незадолго до премьеры постановку показали журналистам. А перед спектаклем состоялась пресс-конференция с участием режиссёра и занятых артистов (кстати, в «Леонардо» задействована вся труппа театра), в ходе которой Юрий Грымов очень подробно (практически как когда-то Дягилев) объяснил собравшимся свою идею и замысел, рассказал, какую сверхзадачу ставил перед собой и актёрами, какими средствами они добивались её достижения, к каким метафорам для этого прибегали и какой смысл вкладывали в те или иные сцены.

Режиссёр Юрий Грымов
Режиссёр Юрий Грымов

Кстати, одну из них — ключевую — он попросил в ходе спектакля не снимать. А если кто-то всё же снимет — не публиковать и не выкладывать снимки в Сеть. И вообще ничего об этой сцене не писать и не рассказывать. «Ибо это лишит зрителя того шока, который вы сегодня испытаете, увидев её в спектакле. Вы отберёте у него удовольствие первого впечатления. Ведь первое впечатление, как известно, можно произвести только один раз», — пояснил режиссёр.

Для ослушавшихся он пообещал закрыть двери в театр навсегда. Поэтому я не только ни слова не скажу об этом фрагменте, но даже — на всякий случай — вообще не стану упоминать, о какой именно сцене идёт речь. Тем более, что лично для меня ключевыми стали две другие сцены.

Гений эпохи Возрождения не входит в число любимых художников режиссёра. Юрий Грымов считает Леонардо да Винчи больше алхимиком, чем живописцем. Однако, судя по тому, с какой настойчивостью он неоднократно повторял это в ходе пресс-конференции, а главное по тому, с какой тщательностью и любовью выписан этот образ в спектакле, — режиссёр явно лукавил.

Дмитрий Бозин (Леонардо да Винчи)
Дмитрий Бозин (Леонардо да Винчи)

Заглавную роль исполняет заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин — невероятно драматически и физически пластичный, обладающий мощным темпераментом и незаурядной харизмой. Но даже ему не удалось убедительно сыграть те сцены, в которых Леонардо находится во власти Антихриста, покоряется злу и творит зло. Вряд ли актёр такого масштаба не справился бы с режиссёрской задачей. Если бы, конечно, такая задача была…

Зато он непревзойдённо справился с другой задачей — показать драму гения, который следовал принципу, что высшее служение искусству и науке возможно только при абсолютной свободе от земных чувств. Всю жизнь художник отталкивал от себя любовь, но она всё же победила его — приведя в его жизнь Лизу Джоконду (актриса Маина Чижевская).

Битвы ума и сердца, как правило, обладают огромной разрушительной силой. От них гибнут люди. Обычные люди. Но не гении. У них всё не так. У них от таких битв рождаются великие произведения.

Более пятисот лет человечество не может разгадать тайну «Моны Лизы». Спектакль «Леонардо» — очередная попытка сделать это. На мой взгляд, неудачная. Тему эту «задавила» куда более весомая проблема — о «гении и злодействе». Но и последняя не смогла раскрыться полностью из-за необходимости уделить внимание «истории любви». Они обе оказались ущемлены присутствием друг друга.

Абсолютно безупречны в спектакле лишь свет (художник по свету: Юрий Грымов) и костюмы (художник по костюмам: Ирэна Белоусова). Они углубляют, придают дополнительный смысл, раскрывают замысел той или иной сцены и «рассказывают» о персонажах часто намного больше, чем это можно услышать в диалогах героев пьесы.

И вообще, эту постановку, за исключением нескольких действительно театральных сцен, я бы назвала скорее зрелищем — шоу. Но шоу очень высокого, практически недосягаемого для большинства сегодняшних зрелищных представлений, уровня мастерства.

Вероника Милославская

Фото автора

P. S. Вручение Гран-при Премии «На благо мира» — это тоже своего рода шоу. Организаторы которого — тоже — стремятся вознаградить творцов «Добром за добро».