В Югре открылись профильные «генетические классы». Их запустили на базе Сургутского государственного университета. Занятия посвящены изучению генетики. Всего для старшеклассников предусмотрено пять дисциплин. Среди них – геномное редактирование, агробиотехнологии и промышленный инжиниринг. Курс разработан в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка».
Вместо лекций, сидя за партой – практические занятия. Каждый школьник может стать исследователем и ближе познакомиться с генетикой. Вот группа старшеклассников сдала ПЦР-тест на определение в ДНК предрасположенности к повышенному артериальному давлению.
После сбора материала приступают к его изучению. Ученица десятого класса Анфиса Куприянова увлекается биологией. В будущем хочет стать врачом. Сейчас работает над изучением генов, ей важно знать, как они влияют на развитие у человека ожирения. Образовательная программа – отличная возможность для получения новых знаний.
«Я изучаю гены, на данный момент – известные предикторы ожирения. Также в будущем со своей наставницей я планирую находить новые гены-предикторы ожирения, тем самым решая проблему, создавая каждому человеку индивидуальный план на жизнь: какие тренировки ему можно, может ли он сидеть на интервальном голодании, что он может есть», – рассказывает Анфиса Куприянова, участница проекта.
Каждый этап исследования под присмотром наставника – преподавателя Сургутского университета. Пробирку с ДНК помещают в центрифугу на всего пол минуты. Ненужные ферменты клеток осядут, на поверхности останутся «чистые», по которым участники проекта и прочитают нужную для них информацию
Обучающая программа «Геномное редактирование» разработана в рамках национального проекта «Образование» и рассчитана для школьников 10-11 классов. Цель занятий – освоить методу молекулярной биологии и генетики. Сургутский государственный университет – одна из площадок Регионального центра поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Югры. В этом году ВУЗ запустил новые образовательные курсы по пяти кластерам. Таким, например, как «Информационная безопасность», «Биомедицинские системы и генетические технологии». Задача общая – успех каждого ребёнка.
«Интересно, как со студентами. Это, во-первых, опыт, перед тем как поступать, мы будем знать, как себя вести, во-вторых – очень интересно нам объясняют показывают», – делится впечатлениями Алексей Подольский, участник проекта.
От роботизации и IT-сегментах Агротех до биотехнологий. Альтернативные источники сырья, умное и высокопродуктивное сельское хозяйство. Курсы программ кластера для старшеклассников бесплатны. «Геномное редактирование», например, сейчас в общем изучают полсотни человек.
«Дети здесь познают базис биологии: что такое ДНК, они учатся выделять ДНК, они узнают, что такое полимеразная цепная реакция, для чего она нужна, также они применяют это в практике. Определяются дальше в профориентации и, естественно, вот полимеразная цепная реакция, которую они делают, – это очень распространенно в наших лечебных организациях», – рассказывает Дмитрий Ложкин, заведующий лабораторного отделения медико-генетической консультации «Центра охраны материнства и детства», преподаватель образовательной программы «Геномное редактирование».
После завершения курса (рассчитан он на год) школьники напишут и защитят исследовательские проекты. Полученные знания пригодятся им в будущей профессии.