13K подписчиков

Зачем крестился Христос?

816 прочитали
Крещение Христа
Крещение Христа

Крещение Иисуса Христа всегда вызывало недоумение у богословов. В самом деле – для чего оно нужно было Сыну Божию?

Ведь Иоанн Креститель, у которого принял крещение Иисус Христос, крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Мк. 1.4).

Это крещение освобождало людей от грехов, которых по определению не могло быть у безгрешного Иисуса Христа, – значит, Ему не в чем было каяться. Тогда зачем же крещение?

Давайте присмотримся к словам Иисуса Христа в момент Его крещения:

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него.

Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его». Мф. 3. 13-15.

Обратите внимание на то, что сам Иоанн «удерживал» Иисуса Христа. Значит, он тоже понимал «несообразие» происходящего. Точнее, не понимал чего-то важного, что было скрыто от его ума, несмотря на понимание того, Кто был перед ним.

Ключ, по всей видимости, заключается в словах Христа: «надлежит нам исполнить всякую правду».

Упоминание о некоей множественности этой «правды» говорит о том, что в этом символическом действии заключалось несколько смыслов.

Православные комментаторы, пытаясь осмыслить это событие, выделяют несколько аспектов.

Во-первых, это был пример всем людям по принципу: «делай, как Я». Иисус Христос как самый великий Учитель всех времен и народов, хорошо знал действенность личного примера.

Он и в дальнейшем будет применять этот наглядный «личный пример» для подтверждения главных аспектов Своего учения.

Например, на Тайной Вечере, Он, умыв ноги Своим ученикам, напрямую скажет о том, что преподал им урок и показал им пример, который они должны взять за принцип своей жизни – служения друг другу:

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам». Ин. 13. 14-15.

Итак, поскольку крещение наряду с причащением – это важнейшее христианское таинство, Иисус Христос не мог не показать в нем личный пример.

Во-первых, крещение Иисуса Христа стало отправной точкой его деятельности по спасению человеческого рода.

Выходя на это беспримерное служение, долженствующее закончиться распятием и смертью, Иисус Христос нуждался в духовном укреплении. И сошедший в момент крещения на него Святой Дух содействовал Ему в этом.

Не отсюда ли идет традиция омытия и одевания чистых одежд перед решающими и переломными событиями жизни? Например, русские солдаты перед ключевыми смертельными сражениями всегда так поступали.

Следующий очень важный аспект, на который указывают православные комментаторы в акте крещения Иисуса Христа – это принятия Им, Господом и Богом, знака «раба», знака максимального уничижения.

Вот как об этом говорится в толковой православной Библии под редакцией А.П. Лопухина:

«В чем же заключается эта правда, исполненная Христом при крещении? Она… заключалась…в принятии на Себя Христом знака раба… Христос пришел не господствовать, а служить. Еще так недавно Иоанн говорил, что у Лица, Которое идет за ним, он недостоин понести (или развязать) Его обуви, то есть представлял Его господином или владетелем, Который был неизмеримо выше его. Но теперь Иоанн должен был убедиться, что его прежние представления о Лице грядущем были несколько неверны. Христос, пришедший к Иоанну для крещения, хотел показать ему, что если Иоанн есть раб, то Он, Христос, хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам считал себя ниже раба».

То есть у Иоанна, выражающего долгие чаяния Израильского народа о приходе Мессии, должны были в корне измениться представления о его природе – не великий Царь и Завоеватель, а по виду обычный человек и даже более того – раб других людей.

Но и это еще не все.

Символизм крещения Иисуса Христа может быть еще глубже. В нем просматриваемся глубочайший искупительный смысл.

Вода испокон веков использовалась людьми не только как источник питья, но и как средство омытия разного рода грязи. Причем, не только физической, но и духовной.

Об этом много говорилось и в Моисеевом законодательстве, где омовение водою есть главный пункт очищения от разного рода ритуальной нечистоты.

И Иоанн Креститель крестил в воде, которая в духовно-покаянном смысле смывала с людей их грехи, но при этом сама становилась их накопителем и отстойником.

В этом смысле река Иордан, в которую вошел Иисус Христос при крещении, и символизировала собой величайший «отстойник» человеческих грехов, причем, как уже совершенных, так и будущих.

Все человеческие грехи, начиная с Адама и Евы, были слиты в эту водную консистенцию, именно для того, чтобы быть прощенными и очищенными.

И вот Иисус Христос, войдя в Иордан, и принял на себя все эти накопленные за многовековую человеческую историю грехи, чтобы их искупить.

В отличие от людей, которые смывали свои грехи в воду, Христос, напротив, в духовном смысле «брал» их на себя, чтобы впоследствии искупить их Своим распятием и смертью.

Что ж – в этом ракурсе «всякая правда» крещения Иисуса Христа действительно приобретает глубочайший духовный смысл.