Найти тему

«Лествица». Слово 3: о странничестве

В этой главе автор «духовных скрижалей» преподобный Иоанн Лествичник продолжает тему двух первых ступеней «Лествицы», ведущей к Богу, и снова напоминает нам о важности освобождения от мирской суеты.

Это слово так и называется: «о странничестве, то есть, об уклонении от мира».

1-3. Автор говорит о том, что мало избегать соблазнов обычной, не монашеской жизни, «должно остерегаться, чтобы уклонение от мира не было нам поводом к тщеславию».

4. Прежде, чем спасать души других, позаботься о чистоте своей.

5-10. Избегая страстей, надо быть начеку и не создавать условий для искушения и возвращения страстей с прежней силой. «Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича; ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем».

11. Приобретя духовные богатства и дар проповеди и назидания, рискуем утратить их, вернувшись в мир.

12-16. Любовь к родным и близким не должна затмевать собой любовь к Богу.

17. «Удаляясь от мира, мы должны избирать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию и смиренные; если же не так, то мы действуем по страсти».

18. «Утаевай благородство свое и не величайся своею знатностью, чтобы не оказался ты один на словах, а другой на деле».

19-21. Чтобы избежать тщеславия и обрести смирение, соотноси свои действия не с обычными людьми, а с тем, что сделал для нас Спаситель. «Когда бесы, или и люди будут хвалить нас за странничество, как за великий подвиг, тогда помыслим о Том, Который ради нас снисшел на землю в виде странника и найдем, что мы воздать за сие во веки веков не можем».

22-23. Если не избегать искушений, то можно «в одно мгновение потерять то, что было приобретено многим подвигом».

24-26. Преподобный Иоанн предостерегает придавать особое внимание снам, через которые бесовские силы часто пытаются смутить новоначальных. «Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее».

27. Особенно нужно избегать претензий на вещие сны и дар прозорливости. Это искушение бесов тщеславия. «Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».

28. Бесы могут во снах являться в любом обличье, в том числе под видом ангелов и святых, поэтому верить снам нельзя. «Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр», завершает Слово 3 преподобный Иоанн.

Что вас больше всего «зацепило» в этом Слове «Лествицы»? Напишите в комментариях.