6,6K подписчиков

Бетховен заблуждался и его влияние, которое, как это ни прискорбно, было обширным, омертвило музыкальное искусство

194 прочитали

Азбучная истина: среди согласных немало глухих.

Азбучная истина: среди согласных немало глухих. По мнению подавляющего большинства, Людвиг ван Бетховен - гений композиторской мысли.

По мнению подавляющего большинства, Людвиг ван Бетховен - гений композиторской мысли. Это утверждение многолетними усилиями адептов пангерманизма возведено в статус незыблемой аксиомы не подлежащей сомнению.

Между тем, как при жизни, так и после смерти композитора, его музыка подвергалась разнообразной критике. Далеко не всем слушателям понравилось, как он трансформировал "лёгкую элегантность" классицизма в "мучительное самокопание" романтизма.

Все цитаты привожу без указания авторства. Для чистоты эксперимента.

Бетховен, который часто бывает странным и барочным, иногда совершает величественный полёт орла, а затем ползёт по каменистым тропинкам. Сначала он наполняет душу сладкой меланхолией, а затем разбивает её массой варварских аккордов. Кажется, он держит голубей и крокодилов вместе.

Композитор одним из первых отвернулся от "музыки сфер" и обратил свой слух в глубины человеческой души, а конкретно: в бездну своей психики.

И этот "революционный кульбит" определил дальнейший ход музыкальной мысли, в конечном счёте став причиной появления атональности и сериализма.

Вторая симфония Бетховена - это грубое чудовище, отвратительно корчащийся раненый дракон, который отказывается издыхать и, хотя в финале истекает кровью, яростно бьётся с поднятым хвостом.

В ранних сочинениях композитор ещё следовал принципам и заветам старших товарищей по Венской школе - Гайдну и Моцарту. И вполне мог превзойти их в благородности манер, кокетливой игривости и озарениях светлого юмора. Однако, тёмные семена самости дали мощные всходы.

Неудивительно, что Бетховен ... ошибочно принял шум за величие, экстравагантность за оригинальность и предположил, что интерес к его композициям будет пропорционален их продолжительности ... Его выдающиеся качества часто объясняются болезненным стремлением к новизне, вычурности и презрением к правилам.

Музыка Вивальди, Генделя, Боккерини, Пахельбеля и прочих ценна сама по себе. Она не требует дополнительных пояснений о жизненных обстоятельствах композитора.

К произведениям Бетховена возникают вопросы. Что случилось у автора? Кто опять его обидел? Какие очередные личные трудности легли в основу его музыки? Да сколько уже можно ныть?

Разве кто-нибудь, чем дороже для него Бетховен и его искусство, не был бы склонен тем более страстно желать, чтобы забвение вскоре набросило примирительную вуаль на смятение его музы, с помощью которой он оскверняет прославленное событие, само искусство и самого себя?

Обращаясь к давно известным и хорошо зарекомендовавшим у слушателя формам - например, фуге - Бетховен нарочно искажает их, пародируя и паясничая. Отсюда "растут ноги" частых и резкий изменений стиля от одной части произведения к другой, или даже в одной и той же части пьесы.

Его постоянное стремление быть оригинальным и открывать новые пути уже не могло, как прежде, предохраняться от ошибок руководства уха. Стоит ли тогда удивляться тому, что его произведения становились все более и более эксцентричными, бессвязными и непонятными?

Вполне возможно, что личная бетховенская трагедия, с которой он провёл почти всю жизнь повлияла на его композиторские способности.

И то, что сейчас преподносится музыковедами как некие прорывы в музыкальное будущее, было следствием физической глухоты, исказившей идеи композитора.

Например, в Тридцать второй фортепианной сонате есть несколько вариаций, похожих на рэгтайм, который появится на горизонте только спустя почти восемьдесят лет.

... говорят, что он [Бетховен] не может слышать звуки своего фортепиано. Соната, соч. 111, состоит из двух частей. Первая показывает неистовое стремление создать что-то новое. В ней видны некоторые из тех диссонансов, жесткость которых, возможно, ускользнула от внимания композитора.

Бетховен стал знаменем романтизма не только в музыке, но и в политике. Затеянное Наполеоном Бонапаратом глобальное переустройство Священного Европейского Мира выбило многих из колеи, заставило искать некую точку опору. И Бетховен со своими "героическими" и "судьбостучащими" мотивами был как нельзя кстати.

Пангерманской ностальгии по рухнувшему в одночасье средневековому христианскому миру был нужен супергерой. Среди всеобщего хаоса Бетховен излучал высшую власть.

Мне никогда не удавалось насладиться последними произведениями Бетховена. Да! Я должен причислить к ним даже вызывающую восхищение Девятую симфонию, три первые темы которой, несмотря на отдельные проблески гениальности, для меня хуже всех восьми предыдущих симфоний. Четвёртая тема, по моему мнению, настолько чудовищна и безвкусна, а в понимании шиллеровской оды настолько тривиальна, что я даже теперь не могу понять, как такой гений, как Бетховен, мог сочинить её. Я нахожу в ней ещё одно доказательство того, что я уже заметил в Вене - Бетховену не хватает эстетического чутья и ощущения прекрасного.

Некоторые музыковеды отмечают, что первоисточником "контрапунктического ликования" в финале Девятой симфонии является "головокружительная двойная фуга" в ура-патриотическом опусе "Битва при Виттории или Победа Веллингтона", посвящённому поражению Наполеона.

Несмотря на "внешний космополитизм", Бетховен умел заводить полезные знакомства и заключать выгодные политические союзы. Играть по правилам своего государства гораздо выгоднее, чем вступать в открытое противостояние с властью.

Азбучная истина: среди согласных немало глухих. По мнению подавляющего большинства, Людвиг ван Бетховен - гений композиторской мысли.-2

Влияние Бетховена на последующие поколения композиторов безусловно огромно. Первую симфонию Иоганнеса Брамса называли "Десятой симфонией Бетховена". Ему фактически подражал Фридерик Шопен, на его произведения ориентировались Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон. Вокально-симфоническое мастерство Рихарда Вагнера растёт из оперно-ораториальных приёмов Бетховена.

Боюсь, эффект, который работы Бетховена оказали на искусство, следует считать вредным. Увлечённые силой его гения и ослеплённые его творениями, толпы подражателей демонстрировали столько же суровости, столько же экстравагантности и столько же безвестности, практически не унаследовав его красоты и величия.
Таким образом, музыка больше не предназначена для того, чтобы успокаивать, восхищать, "окутывать чувства Элизиумом"; она подчинена единственному принципу – удивлять.

Западно-европейская музыка довольно хорошо изучена и классифицирована по стилям и направлениям. Ключевое место Бетховена в истории и революционное влияние на её развитие - непреложный факт. Однако,

Это была ужасная инверсия, которая медленно, но неизбежно привела к кошмару атональной музыки Шёнберга и Веберна. Другими словами, почти во всём, что пошло не так с музыкой в ​​19-м и 20-м веках, в конечном счёте виноват Бетховен. Старина Шёнберг просто довёл изначальную ошибку Бетховена до её чудовищного логического завершения.

Более того, вся пена эстрадной музыки (коммерциализированного фольклора) когда-то поднялась из глубин музыки академической, профессиональной. Изрядно упрощённая и "обезжиренная" она также несёт в себе "гены" бетховенского романтизма.

Специально для этой компиляции в постоянном КАТАЛОГЕ публикаций канала я создал новый раздел: Не сотвори себе кумира.

И сразу поместил туда статью Тёмное прошлое в Сером настоящем академической музыки с актуальным примером формирования "культа личности".

Продолжение следует ...

Читайте о музыке Бетховена в старых рефератах:

Традиционная несмешная байка.

Вот что написал один композитор о Четвёртой симфонии Бетховена:

... это музыкальное чудовище, вызывающее отвращение как к природе инструментов, так и к выражению мыслей и не имеющее никаких намерений, кроме простой показухи ...
... яростный финал, в котором единственное требование - чтобы слушатель не мог разобрать никаких идей, но было много переходов от одной тональности к другой - сразу переходим к новой ноте! Не думайте о модуляции!
Прежде всего, выбросьте правила на ветер, ибо они только мешают гению.

И если предыдущую критику, в том числе вынесенную в заголовок, я намерено сделал "анонимной", то автора этого высказывания скрывать не буду - это Карл Мария фон Вебер.