Эволюцию экономической науки и смену одного этапа другим не стоит воспринимать упрощенно, считая, что становление каждого нового этапа приводит к полному исчезновению научных и методологических достижений предшествующего этапа. Напротив, между всеми этапами существует внутренняя преемственность.При изучении эволюции экономической науки она рассматривается как сложная открытая система, учитываются такие особенности, как нелинейность, стохастичность и неопределенность.Эволюция экономической науки рассматривается как смена состояний равновесия на неравновесные процессы, как прохождение через точки бифуркации.Применение принципов нелинейной динамики в изучении эволюции экономической науки дает возможность объяснить неопределенность состояния науки в период приближения к точкам бифуркации, позволяет рассмотреть закономерности и случайные факторы, которые оказали влияние на ход исторического развития.Применение подхода с позиций саморазвивающихся сложных социальных систем позволяет изучить эволюцию экономической науки как смену флуктуаций, которые приводят систему к новому, более сложному порядку.
2.1. Первый этап. Классический этап развития мировой экономической науки (XVII–XIX вв.)Особенностью развития на первом, классическом этапе (XVII–XIX вв.) было превалирование натурцентристской методологической парадигмы. Это можно объяснить тем, что в XVII–XIX веках естественные науки развивались быстрее общественных. Поскольку естествознание стало более зрелой наукой, то преобладала методология и научная картина мира, свойственная этим наукам.Противоречие между научными школами, работающими в метапарадигме натурцентризма (классическая политическая экономия, физиократы, утопический социализм, экономический романтизм, марксизм) и культурцентризма (старая историческая школа, социальная экономика) развивалось в аспекте онтологий. Первый, классический этап экономической науки характеризуется как преимущественно онтологический.Классическая картина мира, лежащая в основе первого этапа, предполагала изучение экономики как закрытой простой системы, пронизанной причинно-следственными связями, развивающейся линейно, поступательно, равномерно и безальтернативно. «Любые альтернативы рассматривались как случайные отклонения от магистрального направления развития, определяемого объективными законами универсума»[7].